Ирaна Мамедова
Формирование речемыслительной деятельности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы. У других детей с ЗПР нарушения возникают на фоне функциональной незрелости ЦНС.
Публикация «Формирование речемыслительной деятельности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР тесно связаны между собой. В самой языковой системе нашли отражение пути развития человеческого сознания, зафиксированы результаты мыслительной деятельности человека, процессы анализа, синтеза, обобщения.
В процессе овладения речью осуществляется не только развитие речи, но и развитие сознания ребенка. В процессе формирования речевой деятельности у детей с ЗПР важное место занимает выяснение реальных связей, отношений между предметами окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, ребенок с задержкой в развитии овладевает языком, как орудием мышления и средством общения.
Основные причины, обусловившие такое состояние речемыслительной деятельности, – слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов – связей между анализаторами.
Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцированными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Слабое развитие фонематического