Наталья Ломакина
Формирование психологической готовности детей с ОВЗ к школьному обучению с помощью метода сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению определяется
сформированной «внутренней позицией школьника» и готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Психологическая готовность - это желание ребенка идти в школу, желание получать знания.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Не каждому здоровому ребенку легко учиться в школе. Особенно это трудно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здоровые дети имеют практически равные стартовые возможности, а дети с проблемами в развитии имеют свои собственные временные рамки в процессе созревания психических функций. У таких детей наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Вследствие этого дети
испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы. Очень важно, чтобы дошкольники с ОВЗ имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Наиболее эффективно можно решить подготовку детей к школе посредством использования метода сказкотерапии.
«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «Сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков Игорь Викторович: сказку используют и врачи, и психологи, и логопеды, и каждый специалист находит в сказке
тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Один из самых авторитетных в этой области психологов Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева определяет сказкотерапию, как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс объективации проблемных
ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его
особенной сказки».
С помощью сказки происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя и ученика в школе. Специалисты сопровождения педагоги - психологи и тьюторы отмечают, что в процессе сказкотерапии ребенок учится взаимодействию, и уступке, отстаиванию своего мнения, а это обеспечивают адаптацию к новым условиям. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Сказкотерапия помогает ненавязчивому введению детей в школьную жизнь, решает не
только дидактические, но и коррекционно - терапевтические задачи, развивает воображение и мышление, речь. Организованная таким образом работа по формированию у детей с ОВЗ готовности к школе позволит им преодолеть трудности адаптации и успешно обучаться в школе.