Получи документы

Формирование психологических компетенций у родителей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних

Екатерина Мовчан
Формирование психологических компетенций у родителей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних

Психологическая компетентность представляет собой систематизированные знания о человеке как индивиде, субъекте труда, общения, обучения, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, которые осуществляют различного рода взаимодействия.

В. А. Болотов и В. В. Сериков описывают компетентность как форму наличия знаний, умений, образованности, способствующую личной самореализации, нахождению индивидом собственного места во всем мире [1].

Публикация «Формирование психологических компетенций у родителей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних» размещена в разделах

И. А. Зимняя говорит о том, что компетентность - это интеллектуальный и личностный опыт, который основывается на социально-профессиональной жизнедеятельности человека [2].

В 21 веке понятие психологические компетенции или компетентность расширяется в связи с развитием информационно-технических возможностей человечества. Сейчас психологические компетенции – это набор не только обязательных знаний, умений и навыков, но также его психологические особенности, мировоззрение, способности, качества, свойства темперамента и характера человека, которые необходимы человеку для выполнения какого-либо вида деятельности. Так, например, психологические компетенции водителя – это уравновешенность, внимательность, умение действовать в стрессовой ситуации, знание об устройстве автомобиля.

В современном мире, чтобы считаться грамотным родителем, достаточно следить за своим ребенком, контролировать как он одет, что кушает и иногда играть с ним. Так думает достаточно приличная часть родителей, которые обращаются за помощью в наш реабилитационный Центр и непосредственно ко мне как к специалисту-психологу. К сожалению, такое мнение ошибочно, и часто может приводить к неблагоприятным последствиям.

Выявляя причины неблагополучия дошкольников и младших школьников, мы сталкиваемся с тем, что у родителей и других членов семейного окружения низкий уровень, во-первых, информированности о возрастных особенностях детей, во-вторых, сформированности психологических компетенций, необходимых для полноценного понимания развития и формирования личности ребенка.

Для того, чтобы быть успешным родителем, он должен обладать рядом психологических компетенций:

• осознание себя как родителя;

• знать особенности психологического, физиологического развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• умение слушать и слышать ребенка;

• развитие вместе с ребенком;

• умение ставить себя на место ребенка;

• умение систематизировать свой жизненный опыт и передавать его детям;

• осознание наличия проблем и понимание их причинно-следственных связей;

• умение выбрать наиболее подходящий и эффективный метод воспитания;

• повышение уровня психолого-педагогической грамотности,

• использование новых методов и технологий для всестороннего развития детей;

• конструктивность и стрессоустойчивость в общении.

И это далеко не полный список психологических компетенций, которыми должны овладеть родители.

Проблема формирования компетентности родителей является в наши дни актуальной как с научной, так и с практической точки зрения. В рамках личностно-ориентированного подхода на базе реабилитационного Центра мы проводим различные мероприятия по формированию психологических компетенций у родителей. Самым обширным и эффективным является индивидуальное консультирование. В рамках консультирования мы подбираем материал с рекомендациями, который подходит для конкретной семьи и их ситуации.

Направленность и тематика консультаций различна.

По информированию о возрастных особенностях проводятся консультации: «Рекомендации по преодолению кризиса 3 лет и 7 лет», «Что должен уметь делать ребенок в 3 года» (аналогично для каждого возрастного периода, «Как понять, готов ли ребенок к обучению в школе».

По воспитанию морально-этических качеств у детей даем следующие консультации с рекомендациями: «Правила воспитанию вежливого ребенка», «Учим детей общаться правильно», «Как уберечь малышей от сквернословия», «Что делать, чтобы ребенок уважал старших» и другие.

Также предлагаем практические рекомендации с упражнениями по развитию познавательных процессов и мелкой моторики, расширению кругозора, которые можно выполнить дома в игровой форме:

«Развиваем мелкую моторику дома» (упражнения с пластилином, «катаем и нанизываем бусины, пуговицы», «этюды руками», «хлопаем в ладоши под музыку», «обводим предметы»)

«Расширяем кругозор у ребенка» (беседы на прогулке об изменениях в окружающем мире, упражнения «Почемучки», «Вопрос-ответ», «Расскажи о предмете»)

«Внимание и хорошая память-залог успешного ребенка в школе» («Вспомни, что было вчера утром.», «Что изменилось», «Мемо», «Выложи по порядку карандаши» и т. п.)

Для минимизации ошибок в воспитании проводятся консультации по следующим темам: «Учитываем гендерные различия детей при воспитании», «Почему играть с детьми важно?», «Особенности и различия воспитания папами и мамами», «Как поступить, когда ребенок проявляет упрямство и капризы?», «Как побороть лень?», «Как подготовить ребенка к пребыванию в детском саду?», «Рекомендации по формированию родительского авторитета», «Что делать, если ребенок врет», «Как помочь ребенку преодолеть тревожность и застенчивость», «Что значит быть «ответственным родителем».

К сожалению, в своей работе сталкиваемся с необходимостью формирования мотивации на ведение здорового образа жизни. С родителями, имеющими такие проблемы в рамках консультации «Почему я хочу быть трезвым» говорим о том, что для того, чтобы начать трезвый образ жизни, нужно приложить максимум усилий и преодолеть множество препятствий, захотеть быть любимыми и уважаемыми собственными детьми в первую очередь.

Перечень консультаций для родителей достаточно широк и охватывает все сферы жизнедеятельности и взаимоотношений родителей с детьми.

Обязательным в консультировании считаю подкрепление слов памятками с конкретными рекомендациями, чтобы, обсудив с психологом в Центре имеющиеся проблемы, родитель смог дома разложить всю информацию по своим «полочкам» и понять, все ли он правильно делает, что изменить в себе или своем отношении к воспитанию.

По окончании курса реабилитации несовершеннолетних мы видим насколько меняется мировоззрение их родителей, как они открываются и идут навстречу своим детям, проходят через осознание своих возможностей идти по правильному пути в воспитании, общаться и играть с радостью, делать своих малышей еще более счастливыми.

Список литературы.

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10.

2. И. А. Зимняя Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня – 2003. – №5.

Публикации по теме:

Беседа с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Эдвард Григ «Пер Гюнт» Беседа Эдвард Григ «Пер Гюнт» Звучит музыка Э. Грига по выбору. ….) Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте музыку. Её автор – композитор.

Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми МБДОУ №15 «Золотой петушок» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная.

Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников «Формирование социально — коммуникативной компетентности у дошкольников» (из опыта работы) Социально – Коммуникативное развитие имеет.

Конкурс-викторина «Полицейская волна» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихКонкурс-викторина «Полицейская волна» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Конкурс- викторина «Полицейская волна». Цель : формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся; отработка умения вести.

Космические рисунки несовершеннолетних воспитанников реабилитационного центра ко Дню космонавтикиКосмические рисунки несовершеннолетних воспитанников реабилитационного центра ко Дню космонавтики 12 апреля 1961 год наш космонавт Ю. А. Гагарин совершил первый в мире космический полет. В космическом пространстве множество галактик. В.

Мастер-класс «Формирование метапредметных компетенций на уроке географии» МАСТЕР-КЛАСС «Формирование метапредметных компетенций на уроке географии» Приветствую, Вас, уважаемые коллеги! Педагог-учёный В. А. Сухомлинский.

Проект для воспитанников реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Мы туристы» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков.

Программа наставничества для воспитателей социально-реабилитационного центра Введение Актуальность темы В современных условиях воспитатель социально – реабилитационного центра, как и любой педагог, должен хорошо.

Сценарий праздника на День Рождения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Сценарий праздника на День Рождения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. "С Днём Рождения, Лучик! " (Заранее гостям.

Фотоотчет о совместном мероприятии реабилитационного центра для детей с ОВЗ и школы «Поклонимся великим тем годам…»Фотоотчет о совместном мероприятии реабилитационного центра для детей с ОВЗ и школы «Поклонимся великим тем годам…» "Помнить можно только то, о чем знаешь. Еcли рассказать детям о войне, им будет, что помнить". Стало доброй традицией нашему РЦ принимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологических компетенций у родителей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 18:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД