Альфия Адельшина
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Данную работу хотелось бы начать с определения термина целеполагание. Википендия гласит, что целеполагание — это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
Публикация «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
То есть мы можем сказать, что целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель помимо деятельности не существует. Первым этапом при подготовке к любому занятию, является проектирование цели, которая задает общий ход процесса воспитания и обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны занятия, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности воспитанников и результативность процесса обучения.
Давайте окунемся в процесс обучения, развития и воспитания. Что мы видим? Педагоги, готовясь к занятию, ставят цель и конкретизирующие ее задачи. Чьи это цели и задачи? Это цели и задачи воспитателя, в которых мы видим смысл и перспективу в общем процессе обучения, опираясь на целевые ориентиры данного возраста. Кто должен выполнять эти задания, чтобы достичь поставленной вами цели? ДЕТЯМ.
Любой здравомыслящий человек не станет решать непонятные задачи чужого человека. Вы потребовали бы дополнительных разъяснений, дополнений, потом взвесили бы все с точки зрения актуальности их лично для вас, и, лишь признав их действительно необходимыми, то есть, приняв их, сделав своими, вы начали бы действовать.
Максимальный учет активности воспитанника – вот требование, на мой взгляд, важное для постановки цели. Задачи, реализуемые в достижении цели, должны формироваться участниками процесса.
Рассмотрим процесс достижения цели, конкретизирующих задач на конкретном примере.
Воспитанниками, методом голосования, был выбран проект «Змеи». Да, это можно трактовать по разному, но в данном случае, педагогу было высказано желание: «Хотим знать все о змеях!». Методом трех вопросов мы выясняем, что ребята уже знают о змеях, что хотят узнать, как можно узнать. Получается цель нашего проекта – формирование представления о рептилиях (змеях). Задачами в проекте будет выступать раздел «что мы хотим узнать», формируемый детьми в «методе трех вопросов» и реализуемый практически через «детскую паутинку»
Один из вопросов, поставленных детьми, звучал так: «Человек, какой профессии занимается изучением змей?». Собственно этот вопрос – задача и стала основой данного занятия.
Мотивационный этап.
В группу заходит педагог, одетый в «походную» одежду. Дети замечают это, незаметно начинают окружать его.
Воспитатель: Доброе утро! Ребята, посмотрите, как я сегодня одет! Кто-то может сказать, почему?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно! Сегодня я хочу вас познакомить с профессией серпентолог. Ребята, а вы хотите узнать об этой профессии поподробнее?
Ответы детей
В данном фрагменте мы наблюдаем, как педагог мотивирует детей, стимулирует к дальнейшему развитию событий, выслушивает предположения, почему он так одет. Ребята же, в свою очередь, проявив наблюдательность, включив воображение, предполагают, рассуждают, комментируют и дополняют друг друга.
Основная часть.
Рассказ воспитателя - серпентолога сопровождается показом слайдов и иллюстраций.
Воспитатель: СЕРПЕНТОЛО ГИЯ - наука, изучающая жизнь змей. Серпентологи изучают змей, лечат их или ловят для продажи. Профессия серпентолог редкая, потому что большинство людей боятся змей. Мало кто готов подвергаться смертельной опасности на работе. Те, кто выбирает эту профессию, не имеют страха перед змеями, чувствуют, когда рептилия хочет броситься на человека, демонстрируют хорошую реакцию и координацию движений. Серпентологи отправляются на работу в кирзовых сапогах или берцах, чтобы не быть случайно укушенными. Некоторые специалисты для отлова змей пользуются самыми примитивными, проверенными временем инструментами: палкой да мешком (демонстрирует инструменты специалиста). У других имеются специальные крюки и приспособления с петлёй на конце.
Гадюке прижимают крюком голову к земле, потом осторожно берут её ниже пасти и опускают зубами в колбу (демонстрация способа получения яда с помощью инструментов).
Таким образом, змея отдаёт свой яд. После её отпускают либо уносят с собой в мешке и доят в серпентарии. Там яд у змей собирают раз в 2-3 недели. Для производства лекарств в настоящее время применяются яды лишь трё х змей: кобры, гюрзы и гадюки. Змеи - прекрасные творения природы: грациозные, полезные, смелые.
Если же вас интересует наука, то выучиться на серпентолог можно на биологическом факультете, на кафедре Зоологии позвоночных. Либо просто пойти работать в зоопарк, где имеется террариум, и там научиться обращаться со змеями.
На этом этапе занятия, дети, заинтригованные педагогом, внимательно, с интересом, следят за рассказом. Рассматривая слайды и иллюстрации, предоставленные воспитателем, подключают воображение и фантазию, сопоставляют факты.
Следующим этапом нашего занятия будет физминутка. Целью физкультминутки является желание повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятия, обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку. Физкультурную паузу желательно использовать по теме проекта.
ЗМЕЙКА
Одна рука - "змея". (Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка").
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея! (Медленно вращаем кистью руки.)
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там. (Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом) .
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт. (Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз, (Волнообразные движения рукой.)
А ребёночка за нос. ("Змея" хватает за нос партнёра по игре.)
Дальнейший ход занятия предполагает выбор детьми центра активности. Педагог презентует центры, а дети выбирают сами, с помощью доски выбора и индивидуальной карточки, в какой центр они пойдут, в зависимости от желания ребенка и вида деятельности.
На рассматриваемом занятии были презентованы следующие центры: центр сюжетно – ролевой игры, центр искусств, центр естествознания, центр литературы и развития речи.
Центр сюжетно – ролевой игры
Предлагается разыграть ситуацию «Поход в лес и встреча со змеей». Ребята вспоминают перед походом о мерах безопасности (центр безопасности – книжка-самоделка «Безопасность и первая помощь при укусе змеи»)
Детям предлагается выбрать одежду, в которой можно идти в лес; в аптечке необходимые предметы, чтобы оказать первую помощь.
Центр искусств.
В этом центре вводится так называемая «мягкая» среда. Ребята пользуются возможностью реализоваться, проявить смекалку и подключить фантазию. Детям предлагают для работы различные наборы предметов: крышки от пластиковых бутылок, шишки, пластилин, втулки от бумажных полотенец, палочки Дж. Кюизенера, пластичная масса. Пластичную массу дети готовят по предложенной схеме.
Реализуя задачи занятия, дети должны будут рассказать про итоговый продукт своего труда. Будь то выложенная из втулок гадюка или кобра из пластиковых крышек, возможно, это будет безопасная дорога по лесу из палочек Кюизенера, а может кулон, изготовленный из пластичной массы.
Центр естествознания.
Центр естествознания будет работать на изготовление книжек-малышек об изученных змеях. Рассматривая иллюстрации, дети рисуют, делают аппликации и подписывают названия змей.
Центр литературы и развития речи
Презентованное задание для этого центра: вставить пропущенные буквы, расставить буквы по порядку, прочитать по первым буквам, расставить буквы правильно. Дети используют предложенный дидактический материал.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Пожалуй, самый ответственный этап для педагога. Услышали ли его? Правильно ли он донес информацию? Было ли детям интересен формат занятия? Пока дети обсуждают и делятся впечатлениями, любуются изготовленными поделками, воспитатель анализирует педагогический процесс. Гимнастика для глаз является завершением сего действа.
«А где же решение педагогических задач, где решение задач обучения, развития, воспитания?» - спросит уважаемый читатель и будет прав.
Давайте вернемся к занятию и рассмотрим его в разрезе, с педагогической точки зрения.
Как мы уже описывалось выше, задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. При этом задачи разделяются на следующие виды:
Образовательные задачи : предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т. д.).
Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т. д.).
Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание, мышление) за одно занятие невозможно.
Как же решались задачи обучающего вида через центры активности:
• центр сюжетно – ролевой игры – формировать умение действовать последовательно при укусе змеей; углублять знания по оказанию первой помощи; обогащать опыт похода в лес;
• центр искусств – способствовать освоению изготовление пластичной массы по предложенной схеме; продолжать работу по совершенствованию навыков лепки;
• центр естествознания – расширять представления об изготовлении книги; совершенствовать умение и навыки, приобретенные ранее; создать условия для развития воображения и творческого потенциала;
• центр литературы и развития речи - приобщать детей к словообразованию, упражнять в расстановке букв;
Развивающие задачи были реализованы следующим образом :
• центр сюжетно – ролевой игры – способствовать развитию памяти (какую одежду необходимо одеть, наблюдательности (с помощью палки раздвигаем траву и отыскиваем змею); стремлению прийти на помощь; создавать условия, способствующие социально – коммуникативному развитию;
• центр искусств, центр естествознания - обеспечить ситуации, способствующие развитию творческого подхода, проявление умений и навыков, логического мышления (предложены разнообразные материалы);
• центр литературы и развития речи - способствовать стремлению в выполнении задания;
Воспитательные задачи:
• центр сюжетно – ролевой игры – способствовать воспитанию черт характера, таких как взаимовыручка, миролюбие; формировать негативное отношение к насилию;
• центр искусств, центр естествознания – содействовать процессу самостоятельности, бережливости; поддерживать традицию в уборке рабочего места; воспитывать чуткое отношение друг к другу;
• центр литературы и развития речи - создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к словообразованию; способствовать воспитанию усидчивости и концентрации внимания.
При подготовке к занятию были учтены целевые ориентиры, такие как:
• Воспитанник активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, ребёнок обладает развитым воображением, знаком с книжной культурой, детской литературой.
• Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, координирует слово с движением.
• Владеют коммуникативными навыками, умеют пошагово выстроить действия и следовать к намеченной цели.
• Знают буквы, умеют складывать слоги, определять гласный и согласный звук.
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: Познакомить ребят с редкой профессией – серпентолог. Продолжать воспитывать у детей чувства уважения и гордости к людям различных профессий. Формировать правила поведения при встрече со змеями.
Социально-коммуникативного развития: Развитие эмоциональной отзывчивости, формировать умение правильно формулировать вопросы, умение слушать других участников беседы.
Речевое развитие: Научить детей читать слова, вставляя пропущенные буквы, расставлять буквы по порядку, читать по первым буквам, развивать речь, память, мышление.
Художественно-эстетическое развития: Закрепить умение работать с природным, бросовым и пластичным материалами, развивать воображение, фантазию. Развивать внимание, память. Закрепить умение работу с ножницами, клеем. Поощрять умение убирать рабочее место.
Физического развития: Поддерживать детскую любознательность и инициативу. Интерес к игре.
Активность детей на занятии является показателем результативности. Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов, т. е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Электронные ресурсы:
1. https://elib.gnpbu.ru/– Научная педагогическая электронная библиотека – академическая библиотека по педагогике и психологии.
2. https://dlib.eastview.com/ - Полнотекстовая универсальная база данных периодических изданий «Издания по общественности и гуманитарным наукам».
3. https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/556403/#4 – Электронная библиотечная система «Лань"
Список литературы:
1. И. В. Непрокина, О. П. Болотникова, А. А. Ошкина Безопасная образовательная среда : моделирование, проектирование, мониторинг
2. А. Н. Смирнова, Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития / А. Н. Смирнова // Научная статья. -2014 - № 5 - С. 77- 82.
3. И. Г. Сухин, Тренды развития образования детей младшего возраста в мировом образовательном пространстве / Сухин И. Г., Найденова И. С. Педагогический журнал Башкортостана - 2019г. №5(84)
4. Психологически безопасная образовательная среда : проблемы проектирования и перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Тула, 29 октября 2020 г.)
5. Е. Д. Файзуллаева, Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования