Ксения Ивановна Смирнова
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нарушениями речи
С развитием педагогической системы коррекционно-развивающего обучения все чаще поднимается вопрос создания специальных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни.
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, которое в свою очередь подразумевает индивидуальный подход к обучению, учитывая особенности каждого ребенка.
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нарушениями речи» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Для выявления уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР я использовала методики, предложенные Натальей Яковлевной Семаго и Михаилом Михайловичем Семаго «Диагностика пространственных представлений ребенка», методику изучения уровня развития пространственных представлений Ирины Николаевны Садовниковой.
По результатам диагностики на начало учебного года выявлено, что у детей с ЗПР есть нарушения речи, проявляющиеся несформированности фонематического восприятия, звуко-слоговой структуры слова, что в дальнейшем является важными предпосылками для развития письма и чтения. У детей с ЗПР были отмечены трудности зрительно-пространственного восприятия, оптико-пространственных представлений, которые в последствии участвуют в формировании практически всех навыков сложных процессов: к ним относятся элементарно и сложно организованные движения, восприятие, рисование, речь, в том числе такие ее формы, как письмо и чтение. Что в свою очередь становиться причиной затруднений при овладении школьными навыками в дальнейшем.
В результате исследования выяснилось, что детям с ЗПР и нарушением речи трудно сосредоточить своё внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения. Большинство детей быстро теряли интерес во время выполнения задания, по ходу работы нужен был постоянный контроль, в большинстве случаев нуждались в дополнительном повторении инструкции и разъяснении задания. Большинству детей необходима была помощь специалиста, в виде наводящих вопросов и повторном проговаривании инструкций, а некоторые дети выполняли инструкции только после показа. Из этого следует, что у детей с ЗПР и нарушениями речи старшего дошкольного возраста обнаруживается недоразвитие пространственных представлений.
Недостатки развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР с нарушением речи носят, как правило, вторичный характер, а, следовательно, могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения.
В связи с данными диагностического обследования было принято решение направить обучение и воспитание детей с задержкой психического развития на формирование пространственных представлений в ходе проектной деятельности средствами конструирования.
Конструирование - один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. По мнению отечественных ученых конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Для успешного формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития я использовала в своей работе проектную деятельность, которая в свою очередь создает необходимую развивающую среду для формирования базовых основ восприятия окружающего мира.
Целью проекта являлось формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, посредствам конструирования.
Задачи:
1. Формировать навыки ориентировки на собственном теле.
2. Познакомить детей с плоскими и объемными геометрическими фигурами, учить осуществлять простые группировки.
3. Развивать ориентировку во внешнем пространстве.
4. Формировать навыки ориентировки на плоскости (двухмерном пространстве).
5. Развивать понимание и употребление лексико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Проект был реализован через вовлечение детей с задержкой психического развития в систему непосредственной образовательной деятельности с применением различных форм и методов взаимодействия.
На первом этапе работы по формированию пространственных представлений проводились специальные дидактические игры, в ходе которых, дети знакомились с различными объемными и плоскостными геометрическими фигурами, учились осуществлять действия сопоставления, выбора по образцу, а в дальнейшем - простейшие группировки.
В ходе таких подготовительных упражнений дошкольники с ЗПР учились сравнивать однородные предметы по величине, пользуясь действиями накладывания и прикладывания, моделировать пространственные отношения между предметами в процессе конструирования. Для достижения данных задач мы использовали, следующие игры «Узнай предмет», «Чудесный мешочек», «Складываем фигуры», «Собери круги», «Найди, такаю же», «Разложи по местам», «Построй такой же» и т. д.
Второй этап работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР тесно связан с первым, но в тоже время он обеспечивает овладение более сложным пространственным восприятием, необходимым для конструктивной деятельности.
Работа на данном этапе строилась из обучения детей с ЗПР умению вычленять из целого отдельные части, определять форму каждой из них, мысленно расчленять сложную форму на более мелкие, устанавливать расположение частей относительно друг друга и относительно линии горизонта и т. д. Для достижения данных задач, мы использовали следующие игры: «Собери целое», «Что изменилось?», «Что лежит в мешочке?», «Найди, что я покажу», «Поручения», «Выложи орнамент по образцу» и т. д.
Третий этап работы по формированию пространственных представлений средствами конструирования направлен на определение функциональности предметов. Педагог демонстрировал, что предмет, имеющий определенное функциональное значение, в свою очередь может иметь различные внешние виды.
Следующим шагом в обучении является анализ предмета, выступающего, как образца для целостного восприятия объекта, а именно его названия и выделения основных элементов.
На заключительном этапе работы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР является выполнение конструкций по предметному образцу с использованием несложных объемных фигур, в которых четко просматриваются составляющие элементы.
Пройденный материал закреплялся воспитателями в совместной деятельности, а также использовался как часть занятия в области Познавательного и Речевого развития. Воспитатели содействовали развитию речи и формированию пространственных представлений в повседневной деятельности: в режимных моментах, совместной деятельности, в самостоятельной детской деятельности.
Особое значение для реализации данного проекта и формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нарушениями речи имеет взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Для родителей проводились различные семинары, родительские собрания, родительские всеобучи, совместные занятия с участием родителей.
В результате проделанной работы были достигнуты следующие результаты: дети научились различать предметы по величине; отличать одну геометрическую фигуру от другой; научились различать предметы одинаковой формы, но разные по цвету; могут выполнить простую постройку по предмет-ному образцу. Умеют вычленять из целого отдельные части, определять форму каждой из них, расчленять сложную форму на более мелкие, устанавливать расположение частей относительно друг друга и относительно линии горизонта. Необходимо отметить, что реализация данного проекта положительного сказалась на динамике формирования речевой функции у детей с ЗПР и нарушениями речи.
Таким образом, организация целенаправленной и поэтапной проектной деятельности по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР и нарушениями речи, позволила существенно расширить коррекционно-развивающую работу по формированию различных видов практической деятельности, в частности конструирования. В результате проектной деятельности не только формируются отдельные конструктивные навыки, но и появляется способность применять усвоенное при решении как сходных, так и новых задач, что впоследствии создает готовность у ребенка ЗПР к дальнейшему обучению на следующей ступени образования.