Лариса Холбегова
Конспект занятия «Формирование пространственных и временных отношений у дошкольников»
▼ Скачать
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
Группа: подготовительная
Образовательная область: «Познание»
Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений
Тема НОД: «Формирование пространственных и временных отношений у дошкольников»
Планируемый результат:
- Дети трудятся в коллективе дружно. Проявляют интерес к математике
Публикация «Конспект занятия „Формирование пространственных и временных отношений у дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
- Демонстрируют мыслительные умения: сравнивают, классифицируют, анализируют. Развивают познавательные процессы восприятие, память, внимание.
- Дети демонстрируют интегративно-личностные качества: «Любознательный, активный (принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе); «Овладевший средствами общения» (адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью).
- Дети умеют составлять задачи на сложение и вычитание
- Дети знают геометрические фигуры
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать интерес к математике, формировать умения трудиться в коллективе.
Развивающая:
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме. Развивать внимание, память, мышление.
Образовательная:
продолжать формировать у детей временные представления о последовательности времен года, дней недели; понятий завтра, после завтра, вчера, сегодня.
Принципы воспитания:
1. Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
2. Воспитание через взаимодействие
3. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма
Принципы обучения:
1. Принцип наглядности
2. Принцип доступности
3. Принцип систематичности и последовательности
4. Принцип сознательности
5. Принцип научности
Методы воспитания:
1. Методы формирования социального опыта детей
• Игра
• Ситуация свободного выбора
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
• Художественное слово
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
• Создание ситуации успеха
• Поощрение и порицание
• Игровые ситуации
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
• Словесные
• Наглядные (демонстрация, иллюстрация)
• Практические (упражнение)
2. По дидактическим целям:
• Методы приобретения новых знаний
3. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
• Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса)
Форма организации : фронтальная.
Дидактические средства:
Демонстрационный материал:
картина «Что перепутал художник?», макет дней недели, схема – план.
Раздаточный материал:
лист бумаги и цветные карандаши (на каждого ребенка, цветные круги для построения моделей (обозначающие времена года).
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа:
Знакомство с математическими сказками, стихами, загадками. Разучивание физ. минуток, настольные игры. Разучивание стихов о временах года.
План НОД:
1. Организационный этап
2. Мотивационно-целевой этап
3. Основной этап.
3.1 Восприятие
3.2 Физкультминутка
3.3 Практическая индивидуальная работа
4. Заключительная часть
Ход образовательной деятельности
Этапы Деятельность воспитателя, детей Планируемый результат с учётом формируемых предпосылок к учебной деятельности
1. Организационный
этап
Задача: собрать внимание детей
2. Мотивационно – целевой этап
Задача: смотивировать детей, создать условия для принятия игровой задачи
3. Основной этап.
Задача:
Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Физкультминутка.
4. Подведение итога
Задача:
оценить деятельность детей на занятии
Здравствуйте ребята!
Ребята, вы не слышите? Кажется у нас кто-то шуршит за дверью, стучит… Давайте я посмотрю, кто к нам забрался. Посмотрите только, у нас гости!
Кто это, ребята?
Правильно лиса!
Здравствуй, лиса! С чем к нам пожаловала?
Лиса: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла. Красиво в лесу. Все вокруг к Новому году готовятся. Решила я стать художником, чтобы красоту эту всем показать. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб всем веселее было. Захотелось мне свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!
Игра «Что перепутала лиса?»
Давайте посмотрим, дети!
Ой, лиса, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица! Но только что-то тут не так.
А вы дети заметили?
Что перепутала лиса?
Эх, ты, лисонька-лиса! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, грибов, бабочек, заяц шубку серую на белую меняет, а медведь да ёж и вовсе в берлоге спят! Все ты, лиса, перепутала! А вот наши ребята все твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму. Садитесь за столы, и ты, лиса, тоже садись с нами, слушай и запоминай!
-Скажите, пожалуйста, какой сейчас месяц идет?
-А к какому времени года относится этот месяц?
-Ребята, а я знаю загадки про времена года отгадайте их :
Белый снег одел поля,
Стала белою земля.
В поле вьюга завывает.
Когда всё это бывает?
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
По полям ручьи звенят,
Птиц на родину манят.
Снег на горке быстро тает.
Когда это бывает?
Солнце в небе высоко,
Греет жарко.
Одеваемся легко
Для прогулки в парке.
В травке бабочки порхают.
Это всё когда бывает?
Солнце низко, греет мало,
В травке бабочек не стало.
Сбросил клён свои одежки
На дорожку, нам под ножки.
Птичьи стаи улетают.
Когда всё это бывает?
Зима, весна, лето и осень – это всё что?
-На столах у вас лежат круги, с помощью которых вы можете построить модель года. Положите их перед собою в ряд, начиная слева направо, чтобы у вас получился год.
-Почему надо строить год с белого кружка.
А какое время года придет за зимой?
Каким цветом обозначена весна? И так далее.
-Вы все правильно разложили круги, а теперь ответьте на вопрос : может ли сразу после осени наступить весна?
-Почему?
-Что-то мы засиделись, пора нам поиграть. Лисонька, иди с нами!
Танцевальные упражнения под песенку.
На ёлке нашей шишки, гирлянда и звезда,
Мы прыгаем у ёлки да-да-да.
Нам Дед Мороз игрушки подарит как всегда
И вкусные конфетки да-да-да.
На ёлке нашей шишки, гирлянда и звезда,
Мы прыгаем у ёлки да-да-да.
Мы не зря сейчас танцевали под новогоднюю песню, ведь через несколько дней у нас Новогодний праздник. Давайте посмотрим на нашем календаре, в какой день недели он будет.
-Посмотрите, а на календаре дни недели выпали из кармашков и перепутались. Расставим их на свои места.
Игра «Разноцветная неделька».
-Воспитатель просит ответить на вопросы :
-Вчера был первый день недели. Как он называется?
-А какой сегодня день недели?
-Новогодний праздник у нас будет послезавтра.
Какой это будет день недели?
Лиса: Вот какие молодцы, ребята! Но пора мне в лес возвращаться. Побегу да расскажу всем жителям леса, чему у вас научилась. А те-перь вы ко мне в гости приходите.
Воспитатель: Как же мы придем, мы ведь дороги не знаем!
Лиса: Так у меня план есть, только он мне и самой нужен, поэтому перерисуйте его для себя.
Зайдёте в лес, пойдете прямо к реке, свернёте направо, дойдете до болота, свернёте возле пенька, увидите домик лесника, идите к нему. А там до моей норы – рукой подать!
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на план лисы, запомните его (план убирается, а теперь нарисуйте на своих листочках этот план.
Когда дети нарисуют, выставляется план лисы и они сравнивают свой план с планом лисы, отвечают на вопросы :
• Что находится в левом нижнем углу?
• Что находится в правом верхнем углу?
• Где находится пень?
• Где находится болото?
• Где находится нора лисы?
Лиса: Молодцы, ребята, теперь вы точно найдёте мою нору.
Лиса прощается, дети провожают ее.
Ребята, что вам больше всего понравилось?
Какие времена года вы назвали?
Что вы рисовали?
Молодцы! Вы помогли лисе и она вам оставила угощенье. (Воспитатель раздает конфеты)
Здравствуйте.
Дети слушают
Это лиса.
Дети с интересом слушают лису и смотрят рисунок
Ответы детей
Дети нашли все ошибки на рисунке
Сейчас декабрь месяц
Декабрь относиться к зиме
Это бывает зимой
Это бывает весной
Это бывает летом
Это бывает осенью
Это времена года.
Потому что он обозначает зиму, а новый год начинается зимой?
После зимы, всегда наступает весна
Ответы детей
Нет?
Потому, что времена года ходят друг за другом и не обгоняют друг друга
Дети выполняют движения за воспитателем
Дети берут карточки, обозначающие дни недели, вставляют их в кармашки, на которых столько кружков, какой по счёту день недели, называя дни.
Ответы детей
Дети рассматривают план
дети по памяти рисуют
Ответы детей
Ответы детей
Конспект НОД по аппликации «Светофор»
Задачи: Учить понимать значение красного, зеленого, желтого сигналов светофора. Формировать представление о пешеходном переходе. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода. Закреплять основные цвета: зеленый, красный, желтый. Воспитывать культуру поведения пешехода на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Словарная работа: светофор, пешеходный переход, зебра.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и макета улицы, постройка из конструктора домов, дорог, беседа «Поведение детей на улице», «Транспорт нашего города».
Оборудование и материалы: макет улицы, модели машин, модель светофора, клей, салфетки, кукла Крош.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вас очень рада видеть в детском саду. Слышат плач. Кажется, кто-то плачет. Не случилось ли чего? (Видят Кроша) Ребята кто это?
Дети: Крош.
Крош: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята вам знаком Крош?
Дети: Да.
Воспитатель: А откуда мы его знаем?
Дети: Из мультфильма «Смешарики».
Воспитатель: С ним разные ситуации случаются. Что с тобою Крош приключилось?
Крош: Я попал в большой и шумный город и растерялся. Не знаю, как мне дорогу перейти, чтобы под машину не попасть. Ребята, помогите мне перейти дорогу.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему Крош не может перейти дорогу?
Дети: Он не знает правил дорожного движения.
Воспитатель: Как мы можем ему помочь?
Дети: Рассказать о том, как правильно переходить через дорогу, показать, нарисовать картинки.
Воспитатель: Мы тебе расскажем и покажем. (Идут к макету дороги). Посмотрите это макет города и улиц. Что едет по дороге?
Дети: Машины.
Воспитатель: Какие вы знаете машины?
Дети: Грузовые машины, легковые машины, автобус, полицейская машина, скорая помощь, пожарная машина.
Воспитатель: Что перевозят грузовые машины?
Дети: Грузы, продукты, песок, кирпичи, мебель…
Воспитатель: Кого перевозят легковые машины?
Дети: Людей.
Воспитатель: Кого везет автобус?
Дети: Автобус везёт людей.
Воспитатель: А сколько людей едет в автобусе?
Дети: Много.
Воспитатель: А куда они едут?
Дети: На работу, в магазин …
Воспитатель: Ребята, для чего нужна машина скорой помощи?
Дети: Помогать больным.
Воспитатель: «Если кто-то заболел, надо чтобы врач успел.
«Скорая» его домчит, врач поможет, исцелит».
Воспитатель: Для чего нужна пожарная машина?
Дети: Тушить пожар, спасать людей.
Воспитатель: «Мчат пожарные машины. В них отважные мужчины
Едут быстро на пожар побеждать огонь и жар».
Воспитатель: Для чего нужна полицейская машина?
Дети: Если случится беда, приедет полиция.
Воспитатель: «Полицейская машина нам мелькает глазом синим,
А её сирены звук слышен далеко вокруг».
Воспитатель: Машины едут по дороге, а где же идут люди?
Дети: По тротуару.
Воспитатель: Как называют людей, которые идут по тротуару?
Дети: Пешеходы.
Крош: А это что за чудо на одной ноге?
Воспитатель: Ребята что это?
Дети: Светофор.
Воспитатель: Где вы видели светофор?
Дети: На улице, у дороги.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем нам нужен светофор?
Дети: Помогает дорогу переходить.
Воспитатель: Какого цвета сигналы светофора?
Дети: Красный, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что обозначают сигналы светофора.
Я буду светофором. Если покажу красный цвет …
Дети: Стоим на месте, идти нельзя.
Воспитатель: Если покажу жёлтый…
Дети: нужно приготовиться.
Воспитатель: если зеленый цвет…
Дети: идём, можно идти.
Воспитатель: Светофор помогает не только пешеходам, но и водителям.
Теперь предлагаю стать водителями. Выбирайте себе автомобили.
Красный свет – дороги нет. Жёлтый свет – внимание.
А зелёный говорит – проезжайте, путь открыт.
Крош: Я все понял нужно слушаться без спора указаний светофора.
Воспитатель: Крош не на всех дорогах есть светофор, который указывает, когда можно или нельзя переходить дорогу.
Крош: Знаю, знаю. Надо быстро перебежать через дорогу.
Воспитатель: Крош подожди. Идем к дороге. Посмотрите, а что это за белые полоски?
Дети: Это зебра или пешеходный переход
Воспитатель: Перейти через дорогу можно там, где есть пешеходный переход. Переходят через дорогу по пешеходному переходу.
Пешеход, пешеход, помни ты про переход,
Знай, что только переход от машин тебя спасет.
Крош: А мои друзья не знают, что такое светофор.
Воспитатель: Ребята, предлагаю смастерить светофор, который Крош заберет с собой.
Пальчиковая гимнастика «Правила дорожного движения»
Воспитатель: Ребята, чтобы светофор получился аккуратный, ровный – давайте разогреем наши пальчики.
Дорожных правил очень много: (делают хлопки в ладоши)
Один - Внимание дорога! (Загибают пальцы на руке, начиная с большого) .
Два - сигналы светофора,
Три – дорожный знак смотри,
А четыре – «переход».
Пять - правила все надо знать
И всегда их выполнять! (выполняют хлопки в ладоши)
Воспитатель: Ребята, давайте приклеим кружочки к нашим светофорам и они замигают своими сигналами для Кроша и его друзей.
Дети совместно приклеивают кружки из цветной бумаги на заранее приготовленные светофоры. Дарят светофор Крошу.
Крош: Спасибо ребята. До свидания.
Воспитатель: Пойдем Крош, я тебя провожу.
Итог:
- Кто приходил к нам в гости?
- Чему его научили?
- Кого хотите пригласить в гости?