Марина Джахъяева
Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать
Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения.
Я работаю воспитателем в ДОУ № 4 «Солнышко» для детей с нарушением зрения. В течение более 3 лет работаю над темой: «Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения». Данная тема является одной из актуальных трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
При проведении общеобразовательных занятий пространственная ориентировка занимает значительно, большое место. На общеобразовательных занятиях попутно решаются задачи обучения элементам пространственного ориентирования, тесно связанного с изучением определенных разделов программы.
Так, например, на математике при ознакомлении детей с объемными геометрическими фигурами учим детей, узнавать эти фигуры и выделять их пространственные признаки с помощью зрения и осязания, находить сходство и различие между ними, определять их расположение в микро – и макропространстве.
Навыки пространственной ориентировки у детей формирую при знакомстве с тетрадью, при работе на листе бумаги, в группе, физкультурном и музыкальном зале. При этом учитываю возраст ребенка, индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.
Основной целью обучения является формирование у детей осмысленного зрительного восприятия пространства и наполняющих его предметов.
Методика обучения включает в себя несколько этапов. Каждый этап обучения детей пространственной ориентировки реализует определенные задачи:
Первый этап. Задачи первого этапа – это создание у детей четких представлений о своем теле, его симметричности, а пространственном расположении парнопротивоположных частей тела;
-обучения навыкам практической ориентировки «на себе» (в дальнейшем навыки ориентировки детей на собственном теле закрепляются и совершенствуются).
Второй этап. Ведущая задача заключается в том, чтобы дать детям представления, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.
Третий этап. На этом этапе решается задача обучения детей ориентироваться между предметами, расположенными в окружающем пространстве, умению определять свое месторасположения среди предметов и пространственное расположения одного предмета по отношению к другому.
Четвертый этап. Главная задача – обучение детей моделированию предметно – пространственных отношений.
Пятый этап. Важная задача это обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства. На всех этапах обучения много внимания уделяю формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные отношения.
Важно отметить, что работа по развитию пространственной ориентировки, способствуют преодолению неуверенности и скованности движений во всех видах деятельности.
В процессе обучения ориентировке в пространстве используются все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из этих методов позволяет решить те или иные задачи обучения. Эффективность данной педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных методов в комплексе.
Большое место в этой работе отвожу специальным дидактическим играм и упражнениям. Эффективность обучения с использованием специальных игр и упражнений, на мой взгляд, в первую очередь достигается тем, что деятельность детей стимулируется желанием принять участие в игре. Важно и то, что играя, ребенок получает возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировки в пространстве.
Специальные игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов «Катится мяч», «Что изменилось в кукольной комнате»;
игры и упражнения на ориентировке в пространстве с применением схем «Что изображено на схеме?», «Машины в городе»;
игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения «Зайчик и собачка ездят на машине», «Путь до кабинета музыкального зала»;
игры и упражнения на микроориентировку : «Где чей домик?», «Животные на поляне» и другие игры учат детей как можно больше узнать информации об окружающих предметах и их пространственных признаках и расположении в пространстве с помощью сохранных анализаторов, развивают умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада, учат передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме и плану пути, обозначая в речи, направления своего движения.
В целях повышения качества работы по формированию у детей пространственной ориентировки, наряду с традиционными средствами обучения применяю современные информационные технологии.
На занятии по ФЭМП использую компьютерный практикум «Учимся с Логошей» под редакцией Клетновой Л. И., Лариной А. Б., пособие «Здоровая Математика: слева – справа, вверху – внизу»из серии «Учимся и оздоравливаемся», под редакцией Сметанина А.
Использование в работе компьютерных технологий помогают ребенку с помощью взрослого научиться ориентироваться в пространстве, освоить понятия: левый – правый, слева – справа, между, верх – низ, вверху – внизу и использовать в речи слова, обозначающие пространственные термины. Задания расположены по принципу усложнения материала. Следует отметить, что сочетание традиционных и информационных средств, способствуют развитию психических процессов, развитию в целом, повышает качество обучения детей.
Из опыта практической работы можно сделать следующие заключения:
- Все занятия должны проходить в игровой форме
- Компьютерные игры следует применять, учитывая психические возможности каждого ребенка.
- Целесообразно сочетать традиционные и инновационные средства развития личности ребенка.
- Необходимо постепенно, поэтапно усложнять виды работы, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что проводимая работа с детьми по данной проблеме позволяет ребенку преодолеть трудности зрительно – пространственной ориентировки, владеть навыками практического ориентирования в пространстве, умение оперировать знаниями и умениями в новых условиях.