Хубулова Анжела
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 "ДЮЙМОВОЧКА"
с. ЭЛЬХОТОВО РСО-АЛАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ: ХУБУЛОВА АНЖЕЛА НУГЗАРОВНА
ТЕМА: Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее-это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. «Здоровье—это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Изменилась моя роль как воспитателя. Я должна не только дать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Актуальность данной проблемы (ухудшение здоровья детей) обусловила выбор области исследования формирования здорового образа в детском саду и определила тему данной работы.
Объект исследования—представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель исследования—совершенствование педагогических условий для формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.
Задачи.
1. Изучить литературу по данному вопросу и выявить условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности формирования здорового образа жизни.
3. Определить эффективные технологии, формы, методы и приёмы работы по формированию у детей основ ЗОЖ.
4. Совершенствовать предметно—развивающую среду, способствующую развитию инициативы самостоятельности, активности и реализации интересов детей в разных видах деятельности.
Методы исследования.
1. Теориретический: изучение публикаций по данному вопросу.
2. Эмперистический: беседы, наблюдение за детьми в различных видах деятельности.
3. Статистический: сравнительный анализ результатов динамики диагностики.
Гипотеза.
Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Практическая значимость состоит в разработке определённой системы по формированию у детей здорового образа жизни и применение этой системы совместно с родителями в воспитательно-образоватеьном процессе ДОУ и в семейном воспитании.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет системе дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает А. Ф. Аменд, С. В. Васильев - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становиться национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребёнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.
Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни.
--активно развиваются психические процессы;
--заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
--дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё не могут.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болели». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть. Многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги. Из этих ответов следует. Что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя ещё интуитивно. Начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали и у меня голова заболела»). При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой—подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных к простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.
Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем саду, обращая внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа—это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
С 2011 года на базе ДОУ открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Формирование у детей и их родителей основ здорового образа жизни». В экспериментальной площадке участвовала и моя группа.
Нами разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
3. Развитие физических качеств.
4. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
5. Оздоровление средствами закаливания.
6. Формирование основ здорового образа жизни.
7. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей я уделяю совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
- индивидуальная работа
- физминутки
- подвижные и спортивные игры
- гимнастика после сна и хождение по массажным коврикам
- закаливающие мероприятия
- спортивные досуги и праздники
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах укрепления своего организма.
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости:
- воздушные ванны
- хождение босиком по «Тропинке здоровья»
- хождение по массажным коврикам
-обширное умывание
- игры с водой
- полоскание зева охлажденной водой
- сухое растирание тела варежкой
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Пробежки по массажным дорожкам способствуют развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Широко используются в практике и нетрадиционные методы и средства оздоровления дошкольников :
- Дыхательная гимнастика.
- Точечный массаж.
- Игровые упражнения для глаз.
Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям в нашей группе дети получают витаминные чаи.
Используется аромотерапия. (Ароматизция помещений (чесночные букетики, чесночно-луковые закуски).
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мной разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания,
консультации,
конкурсы,
спортивные праздники,
праздники здоровья,
папки-передвижки,
беседы.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. У детей наблюдается положительная динамика сформированности осознанного отношения к своему здоровью : показатели самостоятельного владения навыками ЗОЖ повысились.
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику развития детей, более тесное сотрудничество с родителями, повышения уровня их знаний по теме здоровьесбережения, расширение оснащения предметной среды, создание новых игровых зон.
Итак, в процессе нашей деятельности я пришла к следующим выводам:
- осуществляя физкультурно-оздоровительную работу, мне удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни;
- наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях, обладают всеми качествами гармонически развитой личности;
здоровьесберегающая среда, созданная в условиях моей группы, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.
Список литературы.
Журнал» «Дошкольное воспитание»
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.
О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005г.
Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5-7 лет. Волгоград. Учитель, 2010г.
Н. И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
К. К. Утробина. Занимательна физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003г.
Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т,Ц. Сфера, 2007г.
9. З. И. Береснёва. Организация образовательного пространства и развивающей среды в
ДОУ. 2006г. №2.
М. Полякова. Особенности организации предметно—пространственной среды Дошкольное образование. 2006г.