Татьяна Гусева
Формирование представлений об Олимпийском движении у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Т. В. Гусева, студентка 4 курса
БГПУ им. М. Акмуллы
Формирование представлений об Олимпийском движении у детей дошкольного возраста
Вопросы формирования представлений об Олимпийском движении у детей дошкольного возраста актуализировались в свете последних и грядущих спортивных событий мирового масштаба. В феврале 2022 года в Пекине прошли зимние Олимпийские игры. Миссия Олимпийских игр предполагает как презентацию выдающихся спортивных достижений, так и приобщение подрастающего поколения к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Тема соревнований на Олимпиаде пробудила у дошкольников неподдельную заинтересованность. В то же время педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций отмечена недостаточность представлений у воспитанников об Олимпийских играх, истории их зарождения, символике, традициях и знаменитых олимпийцах современности. Что свидетельствует об актуальности определения психолого-педагогических подходов к формированию у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении.
Публикация «Формирование представлений об Олимпийском движении у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начало российской системы олимпийского образования, широко применяемой в средних общеобразовательных школах и вузах, было положено еще в последние десятилетия XX века. Исходя из анализа педагогической практики, следует отметить, что, несмотря на существующий опыт проектной деятельности по олимпийской тематике, дошкольное олимпийское образование не в полной мере нашло применение в целостном образовательном процессе ДОО и носит фрагментарный характер.
Исследованиями, раскрывающими различные грани проблематики олимпийского образования, занимались Г. М. Поликарпова, В. С. Родиченко, В. Н. Сергеев, В. И. Столяров, Ю. М. Чернецкий и др. По мнению В. И. Столярова, олимпийское образование позволяет формировать у детей и молодежи знания по трем аспектам:
– об Олимпийских играх и Олимпийском движении, их историческом развитии, ценностном содержании олимпизма;
– о потенциальном влиянии спорта на всестороннее развитие человека, его личностные и социально-значимые качества;
– об основополагающих ценностных положениях гуманизма, определяющих отношения личности и общества.
Олимпизм– это форма общественного мировоззрения, сложившаяся из благородных принципов человеческого соперничества, зародившаяся еще во времена Олимпийских игр древности[1, с. 279].
АвторыС. Ю. Гребенникова,Т. В. Волосникова,О. В. Козырева,Е. А. Тупичкина, В. И. Усаков, С. О. Филиппова посвятили свои разработки вопросам дошкольного олимпийского образования. Важным аспектом данной проблемы является отсутствие диагностического сопровождения авторских программ олимпийского образования старших дошкольников.
Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека[2, с. 20].
Формирование представлений у детей о развитии мирового Олимпийского движения позволит познакомить воспитанников с его историей от древних времен до наших дней, воспитать дошкольников в духе истинного гуманизма, общечеловеческих ценностей и морали.
Таким образом, дошкольное олимпийское образование следует рассматривать как вид образования, своеобразие которого состоит в том, что его основными источниками выступают олимпизм и опыт Олимпийского движения. Следовательно, олимпийское образование дошкольников позволяет объединить обучающие, воспитательные и оздоровительные задачи образовательного процесса.
Старший дошкольный возраст является периодом приобщения детей к миру культуры, общечеловеческим ценностям, нормам и правилам, которые определяют становление начальных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром. Уникальные особенности психофизического и социального развития проявляются в индивидуальности способов познания и деятельности ребенка. У дошкольника наблюдается возросшая потребность в общении со взрослым. По мнению Л. С. Выготского, детям в этот период свойственна «собственная программа», затрагивающая их интересы и запросы, которая и определяет степень обучаемости ребенка. Эмоциональная наполняемость всех сфер жизнедеятельности дошкольника, его оптимизм, непосредственность, образуют условия для эмоционально-практического познания как мира, так и самого себя. Важнейшими достижениями психического развития ребенка являются способность к логическому мышлению, самоконтролю, произвольность поведения и деятельности, формирование осознания себя как личности.
Следовательно, к факторам формирования представлений об Олимпийском движении старшего дошкольника следует отнести не только образовательный процесс, осуществляемый педагогами ДОО и родителями, но и воздействие социального окружения, личную активность дошкольника, а также его индивидуальные качества. К ним мы относим: уровень сенсомоторного развития, взаимодействие сенсомоторных и моторных
компонентов психической деятельности, уровень развития словесной регуляции движения; уровень моторного развития (зрительно-двигательной координации); уровень развития двигательных функций (мышечная выносливость, пространственная ориентация движений); высшие корковые уровни формирования двигательных актов, гарантирующие последовательное развитие точных и силовых движений; формирование ловкости в метании, лазании; основных движений. Это несет принципиальную значимость в развитии детской психики в целом: двигательные акты, будучи внешним выражением психической деятельности, оказывают взаимообратное влияние на развитие мозговых структур.
©Гусева Т. В., 2022
Список литературы
1. Григоревич, В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / В. В. Григоревич. – М. : Советский спорт, 2008. – 288 с.
2. 44. Соловьева, Т. В. Формирование представлений об олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы дошкольной организации [Текст] / Т. В. Соловьева, Н. Л. Петренкина, М. Г. Шапковская // Физкультурно-спортивное направление развития детей в дошкольной организации : опыт, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. А. Рогуновой. – Томск :Томский государственный педагогический университет, 2014. – С. 19-24.