Ольга Королькова
Конспект занятия «Формирование представлений о звуках. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗВУКАХ. ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И НЕРЕЧЕВЫМИ ЗВУКАМИ
Цель: Развивать зрительное, слуховое внимание, память. Учить слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, умению дифференцировать речевые и неречевые звуки. Развивать фонематический слух
Оборудование: аудиозапись, картинки, маски животных
Публикация «Конспект занятия „Формирование представлений о звуках, Знакомство с речевыми и неречевыми звуками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Поднять вверх правую, затем левую руку. Правой рукой положить красный квадратик слева от себя, синий треугольник – справа от себя
II. Введение в тему
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки
III. Развитие слухового внимания
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки
Игра «Молчанка»
- Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Вы уже знаете, что предметы могут звучать по-разному. Давайте послушаем эти звуки
Деревянные предметы стучат
Стеклянные предметы стучат
Металлические предметы стучат
IV. Различение звуков по силе и громкости звучания
- Ребята, вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Звуки отличаются друг от друга не только по звучанию, но и по силе звучания
- Есть звуки громкие, есть тихие, а есть предметы, которые вообще звуков не издают
- А вы можете отличать громкие звуки от тихих?
(звучит удар грома)
- Ох, как страшно. Закройте голову руками, сожмитесь. Как грохочет гром?
- Какие чувства вы испытали при грохоте грома?
-Будьте внимательны, слушаем следующий звук. Какой он? Громкий или тихий?
Звучит жужжание шмеля
- Узнали, кто умеет так жужжать? (мель)
- Громко или тихо?
V. Развитие слуховых и зрительных представлений
- Это барабанщик, какие он издает звуки? – Бум – бум
- Бежит из крана вода С – С – С
Ребята, мы слушали разные звуки. Чем мы слушали звуки? – Ушами
Уши- это важный орган нашего тела
Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вред?
(нельзя громко кричать друг другу на близком расстоянии, класть в уши мелкие предметы, нужно держать в тепле уши в холодную погоду
VI. Знакомство с термином «Речевой звук»
-Вы уже слушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»
Где-то собаки рычали:
Р – Р- Р
В стойле коровы мычали
Му – у – у
В комнате мухи жужжали
Ж – ж – ж
Мимо машины бежали
Тр – р – р
Гудели от ветра провода
З – нь – нь
Перекликались в ночи поезда
У – у – у – у - у Листья на ветру шумели
Тсс
Змеи в лесу шипели
Ш – ш – ш
А комары все пели:
З – з – з
Непоседа мячик
Днем и ночью успокоиться не хочет:
Пом! Пом!
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое ели
Кхх! Кхх!
Как перекликались поезда?
У – у – у
Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить
Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки в речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова
Мы будем учиться и произносить речевые звуки
VII. Знакомство с органами речевого аппарата
- Как выдумаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы, зубы, голосовые связки)
Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков
В домике этом
Красные звери
Рядом с дверями Белые звери
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки
У нас есть губы, зубы, язык
Произнесите звук П, этот звук мы произносим губами
Произнесите звук Б, этот звук мы произносим губами, но еще работают голосовые связки
Произнесите звук Л
В домике есть потолок. Это небо, пощелкайте язычком. Поднимите язычок за верхние зубы и постучите Д – Д – Д. Язычок стучит по бугоркам – это альвеолы
Положите ладошку на горло. Произнесите Д – Д – Д, Б – Б – Б. Здесь живет голос, иногда он спит и его не слышно. Произнесите Г – Г – Г Голос проснулся.
-Так что же нам помогает произносить звуки?
Губы, зубы, язык, небо, альвеолы
Нам нужно заботиться о нашем ротике: чистить зубы, чтобы они не болели и помогали произносить звуки, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы
VIII. Итог
- Что мы слушали? (звуки)
- Чем мы слушали? (ушами)
- Чем мы произносили звуки? (ртом)