Шаповалова Алла Петровна
Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте
▼ Скачать
План:
1. Красота – это гармония.
2. Осмысление представления о красоте характеризующие духовную и нравственную суть человека.
3. Особенности понимания дошкольниками красоты произведений живописи.
4. Формирование личностных представлений о красоте :
•обогащение представлений о живописи;
•красота природы;
•красота предметов;
•красота человеческих отношений;
•красота искусства.
Публикация «Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте» размещена в разделах
5. Обогащение представлений о красоте через посещение картиной галереи нашего города.
Что такое красота? Красота – это гармония. В природе, искусстве, быту, человеческих отношениях законы гармонии специфичны. Красота произведений живописи видится нам как гармония души художника (его замысла) и его таланта (уровня воплощения замысла, особенности трактовки образа).
Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. При этом стихийное развитие эстетических потребностей не всегда имеет положительный результат. Как решить эту проблему? При каких психолого-педагогических условиях возможно формирование личностных представлений о красоте у детей дошкольного возраста. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Ведь один и тот же предмет может казаться дошкольникам в определённый момент прекрасным и уродливым.
У старших дошкольников существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Дети не равнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое».
Особенности представлений о красоте произведений живописи, вкусовые предпочтения выяснялись в ситуации выбора: «Выбери картинку, которая кажется тебе красивее других. Почему ты считаешь её красивой? Что красивого нашёл художник в природе, человеке, предметах?»
Эстетическое отношение к своему рисунку определялось вопросами : «Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из них ты назвал бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Особенности понимания детьми красоты произведений живописи проявлялась у детей по-разному. Например: «Красивая Царевна-лебедь»; «Красивая, потому, что грустная Алёнушка» - выбор и тип размышлений девочек; «Красивая, потому, что Иван-царевич везёт её на волке…» - выбор и мотивировка мальчиков. Поэтому я подвожу детей к используемым художником выразительных средств (цвет, мимика, поза) понятны им. На основании этого формируется художественный вкус (сочувствие, сопереживание, «красивые» человеческие качества и свойства души.
Рассматривая детские работы, обращаем внимание на содержание и оригинальность использования выразительных средств (линий, цветового пятна, композиции, средств декора – «украшательство»).
Обогащая знания и представления детей о живописи, активизации желания выразить в общении своё отношение к произведениям искусства, своё понимание красоте осуществляла работу через:
Представление о живописи
Изготовила ряд дидактических игр, которые использую на занятиях:
• «Составь пейзаж»;
• «Перспектива»;
• «Дорисуй натюрморт»;
• «Придумай и собери портрет»;
• «Виды искусства» (живопись, графика, скульптура);
• «Назови жанр» (портрет, пейзаж, натюрморт);
Эту работу провожу на материале пейзажной живописи, портрета, натюрморта и картин социально-бытового жанра. В детском саду создана малая картинная галерея, выставки детских работ в групповых комнатах, выставки работ созданных руками сотрудников детского сада и родителей.
Красота природы.
К примеру: красота осени – это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др. ; последнее тепло не жаркого солнца, мелкий тихий дождик. … Так же использую в работе художественные наблюдения, дидактические игры, музыку, просмотр видеоэтюдов о природе, разнообразие изобразительного материала.
Красота предметов.
Нас окружает мир вещей. Они постоянно необходимы нам. Эти вещи не только полезны, удобны, но и красивы. Предлагаю детям рассказать, в чём они видят красоту данной вещи; кто найдёт красоту в предмете – рассматривая изделия мастеров народно-прикладного искусства, убранство групповой комнаты, изостудии.
Красота человеческих отношений.
Рассказываю детям о том, что человек красив своими делами, поведением, поступками, внешностью. Предлагаю детям перед рисованием на тему «Моя семья» рассказать о красоте близких им людей. Проводим предварительную работу перед рисованием по художественным произведениям. Например: дети определяют кто из персонажей сказки, стихотворения - добрый, а кто злой. У кого из персонажей нарисуют лицо злое, сердитое, грустное, весёлое.
Красота искусства.
Это красота, созданная руками человека. Искусство - это скульптура, картины… мы любуемся ими в музеях, на выставках, просматривая телепередачи об искусстве.
Художники видят красоту во всем, что нас окружает, и хотят оставить её навсегда, ведь красота недолговечна. («Чем красив закат солнца?», «В чём красота моря?», «Красота человека?» - темы художественных бесед, созерцаний, придумывания детьми сказок и историй, творческих рисунков.)
Если детей знакомим с живописью в картинной галерее города или выставочном зале, обязательно заранее рассказываю детям о правилах поведения в них. Обращаю внимание детей на здание, в котором располагается выставочный зал. Экскурсовод знакомит детей не только с картинами, но и с техникой рисования, биографией местных художников. Дети получают знания о труде скульптора, художника, фотографа.
Мы убедились, что обогащение представлений детей о красоте вообще и способах её достижения на примере искусства живописи приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков. Грамотное воспитание у детей дошкольного возраста чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребёнка к окружающему миру, природе, людям.