Елена Борисова
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет.
Дошкольный возраст является основополагающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма. Формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Именно в этом возрасте необходимо формировать у детей активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению.
Публикация «Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, подчеркивается важность одного из принципов дошкольного образования – сотрудничество с семьёй, которое должно быть основано на личностно-ориентированном взаимодействии.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни к которому ребенка приучают в дошкольной образовательной организации, может находить каждодневную поддержку дома и закрепляться или не находить, и тогда данная полученная информация будет тягостной для ребенка.
В свою очередь, многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. Поэтому дошкольная образовательная организация, должна оказать существенную помощь во взаимодействии с семьей, в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом.
Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить качество образования в вопросах здоровья детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии. Особое внимание необходимо обращать родителей на значимость для организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных моментов в процессе формирования представлений у воспитанников о здоровом образе жизни.
Ю. П. Лисицына понятие «Здоровый образ жизни» определяет, как «деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей». Из этого определения следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технологии воспитательно образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и направленность семейного воспитания.
Вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены работы Ю. П. Лисицына, Б. Н. Чумакова, М. Д. Маханевой, В. А. Деркунской, В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановского, Л. Г Татарникова, М. Ю. Картушиной, О. Ю. Толстова.
Исследователи данной проблемы определяют следующие общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ : большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются; только небольшое количество детей связывает здоровье с состоянием психологического комфорта; у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья человека в условиях большого города; недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха;
сбалансированного питания, санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды.
Условиями эффективной работы по формированию представлений о ЗОЖ являются : доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических составляющих компонентах ЗОЖ;
соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности;
соблюдение принципа интеграции;
построение образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ, таких как «Радуга» (под ред. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой и др., «Детство» (под ред. В. И Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткина и др.).
У этих программ и других есть одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни.
Всем известно, что для любого ребенка важен личный пример взрослого. Но и сами дети могут быть примером для своих сверстников.