Папки-передвижки

Формирование представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста

Татьяна Епифанова
Формирование представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

1.1. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста

Понятие «двигательная активность» включает в себя множество движений, которые выполняются человеком в процессе его жизнедеятельности. В дошкольном возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

- активность в процессе физического воспитания;

Публикация «Формирование представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- спонтанная физическая активность в свободное время.

Все эти составляющие тесно связаны друг с другом.

К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

И. И. Капалыгина выделяет три уровня двигательной активности :

- Высокий уровень.

Для детей этого уровня характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

- Средний уровень.

Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для таких детей характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности

- Низкий уровень.

Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменения в реакциях сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. [10]

Так же имеется понятие «двигательный тип». Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности.

Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой и не совпадают, не соответствуют его типу двигательной активности, может привести к резко отрицательным последствиям, стать источником длительного стресса, способствующего неприязни к движениям.

Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком: в течение длительного времени, с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием.

На основе вышесказанного можно выделить следующие типы подвижности детей :

-Дети со средней подвижностью, они более спокойные и уравновешенные. При хороших условиях они проявляют самостоятельную активность, их движения уверенные, чёткие, целеустремлённые.

-Дети с малой подвижностью обладают низкой двигательной активностью. [15]

Причины малой подвижности детей дошкольного возраста выделяет О. И. Бочкарева: неудовлетворительный психологический климат в группе;

• однородность и бедность предметной среды;

• нездоровье;

• слабые двигательные умения;

• запрет взрослых.

Эти дети вялые, пассивные, быстро устают, их деятельность не требует пространства и движений. Робкие и неуверенные в себе.

У таких детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности, а также знания о необходимости этих движений. [4]

Нужно увлечь застенчивого, нерешительного ребёнка игрой. Создаются условия игры с движениями, постараться вызвать желание играть двигаясь. Можно показать простое движение и предложить ребёнку повторить его вместе с воспитателем и детьми и рассказать какую пользу принесу эти упражнения и игры.

-Дети с большой подвижностью отличаются неуравновешенным поведением, чаще попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они не могут себя контролировать. Они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Они двигаются в любых условиях. У ребёнка повышена потребность в движении.

Руководство двигательной активности направлено на сосредоточение их внимания на движениях, требующих осторожности и сдержанности.

Полезны все виды метания, точные движения с мячом, ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих. Показать спокойные движения (вращение мяча на месте, посмотри в окошечко, подними обруч выше). Необходимо вносить определённые сюжетные направления. Полезно объединение таких детей. Нужно обращать внимание на осмысление действий ребёнком и знания о правильности выполнения упражнения. [4]

1.2. Значение двигательной активности в жизни ребёнка дошкольника

М. Д. Махнева говорит: «Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движение». [4, с. 26]

Двигательная активность, по мнению Г. М. Соловьева, является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с раннего дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях. [18]

Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, и, конечно же, здоровья. [16]

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым.

Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. [15]

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания.

Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей, форма проявления этих важных человеческих качеств.

А разве может быть труд - основа основ жизни - без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие. [19]

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе, способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, дети станут активнее, самостоятельнее.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

1.3. Роль двигательной активности в режиме дня дошкольника

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы, считает Е. А. Теругова. [20]

Необходимо использовать разнообразные формы работы по физическому воспитанию:

• утренняя гимнастика;

• физкультурные занятия;

• физкультминутки;

• динамическая

• пауза;

• спортивные праздники.

Конспекты некоторых форм работы представлены в приложении 1.

В самостоятельной активности детей используются разнообразные подвижные игры, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. [7]

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям.

К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности такие как :

• утренняя гимнастика;

• физические упражнения во время прогулок;

• физкультминутки;

• подвижные игры.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения.

К таким занятиям относятся:

• оздоровительный бег на воздухе;

• пробежки по массажным дорожкам в сочетании с

• воздушными ваннами;

• гимнастика после дневного сна;

двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;

• индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендуют проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, утверждал А. Г. Сухарев. [19]

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка»Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Учить умению сохранять равновесие.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2020 в 17:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Епифанова (УИ 2027162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД