Юлия Ермолаева
Формирование представлений о природе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире очень важно развития личности дошкольника. В Федеральной программе определены следующие задачи работы с дошкольниками:
• ребёнок должен иметь представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; иметь представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним.
Публикация «Формирование представлений о природе в детском саду» размещена в разделах
• ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опираться на нравственные представления.
. С помощью игр о природе это будет интересно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе и о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип гармония с собой, с природой, с окружающим миром. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, чувства, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми. Очень важно развивать у детей умения, навыки, которые позволят успешно взаимодействовать с природой, другими людьми.
С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного, видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит,правильное поведение” в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. По этому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять, что он делает не так. Это позволит понять чувства и состояния других людей. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.
Дети, с которыми я работала, с удовольствием ухаживали за рыбками, животными, растениями. У детей развивали навыки личной гигиены, представление о пользе физических упражнений через беседы, личный пример. Но так как основная деятельность детей игровая, я решила использовать систему игр по теме природа.
В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по- настоящему пережить чувства персонажей игры: симпатию, покровительство, нежность. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их личность.
Эти игры использовались сперва на занятиях, далее вносились атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.
В работе с детьми я использовала следующие игры:
1. театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Бианки, Чуковский, народным сказкам, рассказам о природе, сказкам придуманными детьми. С детьми мы завели альбом сказок. В театрализованных играх использовался театр игрушек, игрушки- заместители. Кроме игр- драматизацией проводились игры-фантазирование, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры использовались для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решали и многие другие задачи: уточняли знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
2. игры- имитации различных объектов природы (живой и не живой) : ,Позы”, ,Изобрази” «Лиса», «Собачка» на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики.
3. игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.
4. сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые (магазин, зоопарк, Айболит, путешествие). В основном решают задачи эмоционального развития детей.
5. дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства, операции мышления, логика, воображение, память.
1. игры на формирования представлений о поведении в природе (экологический светофор, исправь, хорошо- плохо.) это игры по темам: человек и природа, безопасность в природе.
2. игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый- злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
3. игры на уточнение знаний об экосистемах (сад,огород,лес, луг, водоём, на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память. .
Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками). Тема работ были связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик- дерево, праздничная ель. Использовались задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки).
Задачи работы:
1) Учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем-то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда, помогать. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
2) Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
3) Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
4)Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
5) Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
6) Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
7) Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
8) Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.
Экологические игры (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитации) способствуют:
1. развитию эмоциональной отзывчивости, выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.
2. воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе (в лесу, у водоёма, в поле, в общении с другими людьми (на улицах города, в играх). Проиграв сказку, сюжетную игру, имитацию ребёнок лучше понимает состояние растений, животных, других людей.
3. Эти игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость, операции мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации). Способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, воображения. В результате дети показали хороший результат развития психических процессов.
4. экологические игры данных видов систематизируют знания об экосистемах. Игры по разделам программы «Безопасность» (ребёнок и другие люди, дома, здоровье, на улицах города, и природа) систематизируют знания о безопасном поведении в городе, в лесу, на озере…. Это способствует развитию уверенности детей, самостоятельности, ответственности. В старшем возрасте ребёнок подходит к пониманию влияния природы, города на здоровье человека, безопасность его жизни, здоровья. Ребёнок осознаёт влияние человека на природу, здоровье людей. В результате можно сказать, что экологические игры способствуют эмоционально – личностному развитию дошкольников.
5. экологические игры обобщают представление о трудовых умениях в природе.
Таким образом игры о природе и по теме безопасность развивают экологическую культуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к приро