Папки-передвижки

Формирование представлений о мире космоса старших дошкольников через дополнительное образование

Гвоздовская Марина Валериевна
Формирование представлений о мире космоса старших дошкольников через дополнительное образование
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных знаний о явлениях окружающей жизни является важным условием умственного развития старших дошкольников. Рассказывать детям об устройстве звездного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже с дошкольного возраста. Несколько десятков лет назад большинство мальчишек мечтали стать космонавтами. Эта мечта не совсем актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи искажают представления о мире космоса, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них негативные эмоции. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, которая будет способствовать развитию детской любознательности и активности.

Публикация «Формирование представлений о мире космоса старших дошкольников через дополнительное образование» размещена в разделах

Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, нами было отмечено, что в ней недостаточно ярко представлен раздел по развитию первоначальных представлений о космосе. А также после беседы с детьми мы выявили поверхностные знания о космосе, о Солнечной системе, дети называли 1-2 планеты, некоторые не знали имени первого космонавта, не имели представлений о том, чем люди занимаются «там».

Именно это побудило нас разработать дополнительную рабочую программу «Загадочный Космос», изучив научно-методическую литературу по данной теме, практические и теоретические сведения о знакомстве дошкольников с космосом.

Данная разработка направлена на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», освоение Космоса людьми. Воспитание чувства гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

В основе кружковой работы лежит стремление дошкольников к познанию, к открытиям; любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Целью нашей программы стало формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, Солнце – это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

4. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду по познавательному развитию, создавая центр «Космонавтика».

5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Для реализации данной программы, мы разработали перспективное планирование, 28 занятий в год. Особое значение в обучении отводим игровым методам, беседам, чтению художественной литературы, а также посредством аппликации, лепки и рисования. Для реализации поставленных задач используем материалы и оборудования:

1. Детская художественная литература для чтения детям;

2. Детские энциклопедии о Космосе;

3. Глобус, как модель Земли;

4. Различные иллюстрации по теме;

5. Ноутбук, для просмотра видеороликов и мультфильмов;

6. Наборы для творчества детей.

Знакомство детей с космосом мы разделили на несколько познавательных блоков:

• Исследования космоса людьми.

• Планеты солнечной системы.

• Небесные светила.

Космические явления.

Подача материала по блокам позволяет дошкольникам получить первоначальные знания о космосе с соблюдением педагогических принципов:

С помощью принципа научности, мы даем детям достоверные знания, которые обеспечивают ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызывают положительные эмоции, заинтересованность.

Принцип доступности направлен на то, что все изучаемое должно соответствовать возрасту детей.

Принцип системности направлен на усвоение изучаемого материала в определенном порядке, в системе.

Соблюдая данные принципы у детей развивается познавательная деятельность, увеличивается объём знаний, обогащается словарный запас.

Блок «Исследование космоса людьми» дает необходимые знания о знаменитых исследователях космоса : К. Л. Циолковском, С. П. Королеве, о космических кораблях. В данном модуле дети знакомятся с историей российского праздника – День Космонавтики; с датой первого полета в космос; более тщательно знакомятся с первым космонавтом- Юрием Алексеевичем Гагариным, узнают о героических покорителях космического пространства (первая женщина-космонавт; первый человек, вышедший в открытый космос). Знакомим детей с профессией космонавт, астроном. Расширяем знания о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов. Изучаем строение космического корабля, его управление, необходимые детали.

Блок «Планеты солнечной системы» знакомит детей с названиями планет, их особенностями». К примеру, почему планета Марс красная, а у Сатурна есть кольца, почему Землю называют голубой планетой, какая по счету планета Юпитер и т. д. Особое внимание уделяется изучению третьей планете от Солнца- Земля, на которой мы живем. Формируются представления детей об уникальности нашей планеты, условиях, которые сделали возможным возникновение на ней жизни: удаленность от солнца, наличие атмосферы, воды. Также знакомимся с естественным спутником Земли — Луне, что она всегда повернута к нашей планете лишь одной стороной, что лишена атмосферы. Обращаем внимание детей, на меняющуюся форму луны, рассказываем о причинах смены фаз луны, их периодичности.

Блок «Небесные светила» знакомит детей с понятиями «звезда», «созвездие». В данном модуле формируются представления детей о Солнце, как ближайшей к Земле звезде,

расширяются знания о том, как происходит смена дня и ночи. Знакомимся с понятием «зодиакальный пояс», где рассматриваем карту зодиакальных созвездий, рассказываем о последовательной смене доминирующего знака зодиака, определяем знак зодиака каждого из детей.

В блоке «Космические явления» идет знакомство с понятиями «Звездный дождь», «комета». Разбираем такие сложные понятия, как «Млечный путь» - гигантская звездная система, называемая «Галактика». Формируем представления о происхождении, внешнем виде и строении комет (голова - ядро и хвост из газа и пыли).

В ходе реализации данной программы, в группе был создан центр познавательного развития «Космонавтика». Совместно с детьми, мы изготовили макет «Планеты Солнечной системы», сделали космический лэпбук, смастерили ракеты, корабли. Создали коллекцию фотографий космонавтов, открыток (первый космонавт, совершивший полет, первый космонавт вышедший в открытый космос, первая женщина- космонавт и т. д.).

Благодаря проделанной работе дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли, а также имена исследователей Космоса. Научились самостоятельно строить ракеты и другие летательные аппараты.

Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, использовании различных форм, принципов, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса, вполне доступно овладели представлениями о космическом мире, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей. Ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни дошкольников.

Список литературы:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.

2. Шорыгина. Т: Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы, Сфера,2012

3. Левитан Е: Звё здные сказки: моя самая первая книга по астрономии, Феникс-Премьер, 2012

4. Емельянова. Э: Расскажите детям о космонавтике, Мозайка-синтез, 2011.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о мире космоса старших дошкольников через дополнительное образование
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 08:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о мире космоса старших дошкольников через дополнительное образование» (включая файлы) размещена пользователем Гвоздовская Марина Валериевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД