Файзрахманова Гузалия Габдульфайевна
Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста средствами логических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из принципов ФГОС является формирование познавательных интересов и действий ребенка. Это происходит в процессе формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Наблюдая за детьми я сделала вывод: у детей недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов.
Публикация «Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста средствами логических игр» размещена в разделах
Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством использования логико-математических игр и упражнений в режимных моментах
Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, поставила перед собой
Цель:
Развитие предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
- Повышать свой профессиональный уровень;
- Совершенствовать педагогические знания родителей;
- Формировать предпосылки познавательных универсальных учебных действий;
- Распространять свои знания среди педагогов.
Для дошкольников огромное значение имеет игра: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
В логико-математических играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с предпосылками познавательных универсальных учебных действий.
Решая игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Это развивает способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях.
Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое.
Все это делает развивающую игру важным средством формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.
Таким образом, моя работа строится на использовании логических игр и упражнений в режимных моментах с детьми.
Предполагаемый результат
- Создание предметно-развивающей среды «Центр математики»;
- Формирование интереса к логическим играм и упражнениям;
- Формирование у родителей понимания необходимости использования логических игр в развитии детей;
- Повышение уровня развития логического мышления.
Работу по использованию логико-математических игр как образовательного средства, я вела в несколько этапов.
На первом этапе для формирования у детей игровых умений, знакомила с правилами игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера).
На втором этапе работы добивалась, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
Детям предлагались логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточнялись и закреплялись представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
Лото — это одна из универсальных игр, при помощи которой можно изучать геометрические фигуры, цвета, животных, растительный мир, рыб, насекомых. Игра "Лото форма" формирует познавательный интерес детей, развитие восприятия формы предмета, умение правильно называть основные геометрические формы и соотносить их с изображением. В данной игре карточки, на которых изображены геометрические фигуры разной формы, и карточки с изображением различных предметов. Необходимо сравнить форму предмета с изображением. В игре развивается наблюдательность, логическое мышление, память, внимание, совершенствуется координация.
Для развития логики, внимательности, зрительного восприятия детям предложила развивающую игру «Что лишнее» Игра представляет собой набор карточек, на которых нарисованы различные животные, предметы и так далее. Среди ряда, состоящего из четырех рисунков, ребёнок выбирает тот, который в этом ряду лишний. Благодаря этой игре дети научились находить лишние предметы и аргументировать свою точку зрения.
В занимательной игре «Логика» дети учились пользоваться своими знаниями об окружающем мире, находить и описывать словами логическую связь между двумя объектами.
Играя в развивающую игру «Я читаю, я считаю» дети познакомились с буквами, Закрепили цифры и научились решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание. Игра развивает память, произвольное внимание и логическое мышление.
Настольная игра «Учимся сравнивать» формирует элементарные математические представления, учит ребенка сравнивать различные предметы, геометрические фигуры, животных по их форме и размеру. Играя в эту игру дети не только интересно проводили время, но и в игровой форме готовились к школе. Данная игра развивает внимание, память, речь, мышление, логическое мышление,мелкую моторику.
Графический диктант по клеточкам - развивающая игра для дошкольников, которая учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание и память. Помогает сформировать у детей дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление.
Дети с удовольствием выполняли графические диктанты, пытаясь отгадать что будет в итоге.
Разгадывание лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, умение достигать цели. Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Всё это помогает ребёнку в обучении в школе.
Игры-головоломки, или геометрические конструкторы, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо» известны с незапамятных времен.
Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость,целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или форма яйца в «Колумбово яйцо») на несколько частей. Из геометрических фигур, входящих в набор, выкладываются забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.
Способ действия в играх прост,необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу,однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора.
В играх 3 уровня:
1-на схему накладываем геометрические фигуры;
2-строим по схеме;
3-строим по схеме-контур, придумываем свои фигуры.
Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение
предмета. Если силуэт, составленный играющим, интересен, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.
Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогли ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.
Одним из эффективных средств формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Способствуют развитию познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, логического мышления.
Для формирования у детей представления об отношениях чисел в числовом ряду, для определения предыдущего и последующего числа по отношению к названному, для развития мыслительных навыков, внимания была изготовлена дидактическая игра «Божьи коровки и ромашки»
Вариантов проведения игры очень много:
1)Каждая божья коровка должна найти свою ромашку (и на божьей коровке и на ромашке должно быть одинаковое число);
2)Разложить божьих коровок и ромашек в прямом и обратном порядке (от одного до десяти и от десяти до одного);
3)Вставить пропущенных насекомых (в числовом ряду из ромашек и насекомых сделать пропуски божьих коровок)
4)Между ромашками оставить промежутки и поставить знаки больше, меньше или равно.
Положительным результатом работы являются призовые места детей за участие во Всероссийском марафоне эрудитов «Путешествие вокруг света», «Лесные истории», во Всероссийском интеллектуальном конкурсе «Знаток-дошколёнок»
Формирование предпосылок познавательных универсальных действий у детей старшего дошкольного возраста – важная задача для полноценной подготовки к школе.
В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь.
Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Предпосылками познавательных универсальных учебных действий является умение производить знаково-символические действия.
Знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию.
Уровень развития знаково-символического восприятия определяет успешность обучения ребёнка в школе.
С целью «Развития знаково-символического восприятия старших дошкольников в процессе развивающих игр» был создан лэпбук по развитию речи.
Цель лэпбука:
Развивать связную речь.
Обогащать активный словарь.
Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, с играми, которые размещаются в отдельных кармашках.
Это такие игры: «Кто Что делает», «Цепочка слов», «Прочитай по первым буквам», «Найди звук в слове», «Животные и их детеныши», «Профессии», «Составь рассказ по картинке», «Противоположности», «Один-много», «Мнемотаблицы», «Ребусы», «Скороговорки», «Теремок», «Какой сок», «Какое варенье», «Времена года»
Задачи дидактических игр:
• Формировать умение детей согласовывать в речи существительные и глаголы;
• Развивать фонематический слух;
• Формировать умение выделять первый звук в слове, дифференциации гласных,согласных звуков. Закреплять зрительный образ буквы;
• Закреплять умение определять местонахождение звука в слове;
• Активизация словаря;
• Образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит);
• Формировать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам;
• Формировать умение детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе;
• Развивать связную речь. Формировать умение детей в последовательности,перекодировании информации,т. е. преобразовании символов в образы. Развивать зрительную память;
• Закрепить пространственные представления слева,справа;
• Формировать умение делить слова на слоги;
• Закреплять предлоги над,под,между;
• Формировать умение образовывать прилагательные в среднем роде;
• Закреплять знания о временах года,месяцах года,их последовательности.
Лэпбук заинтересовал детей, сделал мою работу более продуктивной, помог успешно подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.
С родителями воспитанников был проведен мастер-класс на тему: «Использование знаково-символических средств в обучении детей старшего дошкольного возраста» где познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались играми и активно приняли участие в моей работе.
В целях повышения качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов мой опыт работы был представлен на общем педагогическом совете детского сада «Улыбка»
Опыт работы свидетельствует, что использование знаково-символических средств позволяет научить детей определять количество слогов в словах, а сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, закрепить математические представления, более успешно подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.