Kristina Anashina
Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Внешняя правильность устной речи ребенка не всегда является исчерпы-вающим критерием подготовленности его к освоению письма, что при этом важно учитывать его опыт языковых наблюдений. Тем самым, необходимость системного комплексного подхода к изучению устной речи ребенка, значение всех компонентов речевой системы и мыслительной деятельности, необходимых для нормального процесса овладения письмом.
При обучении грамоте в школе «скрытая патология» проявляется в виде разнообразных нарушений письменной речи.
Публикация «Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей с ОНР» размещена в разделах
Причинами могут являться различные факторы:
1) органические – когда органически повреждаются корковые зоны голов-ного мозга, участвующие в процессе письма, или, когда созревание этих систем мозга запаздывает, нарушается их функционирование;
2) биологические – т. е. связанные с длительными соматическими заболе-ваниями детей в ранний период их развития, наследственность;
3) социальные – т. е. связанные с неблагоприятными внешними фактора-ми: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к раз-витию речи в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная се-мейная обстановка, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсут-ствии у него психологической готовности (Левина, Р. Е. ,[1940]).
В логопедии разрабатываются методики профилактики нарушений пись-менной речи у детей старшего дошкольного возраста.
(Евдокимова, Л. А., [2001]) в качестве профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников предлагает сле-дующие направления.
развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа (раз-личение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов, фонем; развитие навыков звукового анализа);
формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического и вербально-го анализа;
включение в предметно-практическую деятельность мыслительных опера-ций’(дифференциация гласных и согласных, звукобуквенный анализ);
развитие мелкой моторики, графических навыков [Евдокимова, Л. А., 2001].
Для выполнения заданий по формированию звуко-буквенного, фонемати-ческого и вербального анализа, развитию мыслительной деятельности и графи-ческих навыков автором разработана специальная тетрадь, где используются за-дания, связанные со штриховкой, которая играет большую роль в развитии гра-фических навыков; обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание; даны задания, направленные на фор-мирование выше перечисленных видов анализа: звуко-буквенного, фонетико-фонематического и вербального, на развитие мыслительной деятельности.