Ирина Воронцова
Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников на основе развития конструктивных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру.
Конструирование в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формирования предпосылок инженерного мышления детей.
Публикация «Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников на основе развития конструктивных навыков» размещена в разделах
Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Объединяет различные виды мышления : логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В детском конструировании выделяются два типа : техническое и художественное.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие : техническое конструирование – воплощение замысла из деталей конструктора;
- речевое развитие : создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;
- художественно-эстетическое развитие : творческое конструирование – создание замысла из деталей конструктора;
- физическое развитие : координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей в играх со льдом, способствует формированию предпосылок инженерного мышления.
В педагогике существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики : пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, конструирование, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе. Особый интерес вызвала нетрадиционная техника – игры со льдом.
Цель: формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со льдом.
Образовательные задачи:
1. обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2. развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора
4. научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций
Развивающие задачи :
1. развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память
2. развивать конструктивные навыки
3. совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность
Воспитательные задачи:
1. воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству
2. воспитывать доброжелательные отношения между детьми через коллективную работу.
Ожидаемый результат:
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем;
• ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.
Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
«Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляю представления о форме и величине. Привлекаю своих воспитанников к научно-техническому творчеству, развиваю продуктивную (конструирование) деятельность, формирую предпосылки к исследовательской деятельности, физико-математическому развитию детей дошкольного возраста, создаю представление о профессии инженер. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. Таким образом, в процессе нетрадиционной игры происходит модернизация жизненного пространства воспитанников в мотивирующее пространство, где у детей формируется интерес к математике, естественно – научной сфере, через познание, поисково-исследовательскую и конструктивную деятельность, изменяются формы взаимодействия взрослого с детьми.
Пространственные представления закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием.
Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию познавательных процессов (анализ, синтез).
В процессе постройки конструкций из ледяных кубиков у детей развиваются конструктивные способности. При строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.
Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя снег.
Заключение. Игры со льдом и снегом способствуют развитию предпосылок инженерного мышления. Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, у них развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.