Лена Ханафина
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок функциональной грамотности
у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством экспериментально - исследовательской деятельности.
Каждый день мы сталкиваемся с огромным потоком информации, который требует от нас гибкости, умения принимать мгновенно множество решений, постоянно делать выбор и действовать согласно сложившейся ситуации. Мир стал сложнее, чем был двадцать лет назад. Появление новых технологий, новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к необходимости нового подхода в педагогике.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом, задача современного педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям нашего мира, то есть развивать способность маленького человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Это и является развитием функциональной грамотности.
На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью.
Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотности. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность.
Естественнонаучная грамотность представляет собой способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений
Детское экспериментирование является одним из эффективных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Являясь не только учителем-логопедом, но и воспитателем логопедической группы я провожу экспериментальную деятельность в режимных моментах, на которых дошкольники знакомятся с явлениями и закономерностями природы. Эта деятельность помогает ребятам с легкостью и интересом воспринимать незнакомый для них окружающий мир. Именно экспериментально – исследовательская деятельность вызывает у детей огромный и неподдельный интерес. Свою экспериментально-исследовательскую деятельность мы начали с простого варианта наблюдения и экспериментирования. Детки завораживающе разглядывали различные предметы через лупу. Экспериментируя с водой, воздухом, магнитом и прочими предметами, ребята учились определять их свойства.
К нашей исследовательской деятельности активно подключились родители. Они помогают пополнять уголок экспонатами – приносят вместе с детьми различные шишки, ракушки, приносят различное оборудование и материалы для опытов.
В нашем научном уголке благодаря усилиям воспитателей, родителей и детей появилось многое :
- оборудование, материалы и специальная одежда для проведения опытов,
- инструкции, алгоритмы и наборы для проведения опытов детьми,
- различные коллекции, игры, энциклопедии.
Конечно же, экспериментирование – это не новое направление в деятельности дошкольных учреждений, но оно требует изменений, новшеств, использования современных технологий.
В связи с этим в сентябре прошлого года наш экспериментальный уголок пополнился цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии». Главная цель этого продукта – пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.
Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:
• Температура
• Свет
• Звук
• Сила
• Электричество
• Кислотность
• Пульс
• Магнитное поле
Наш д/с приобрел 4 модуля.
В составе комплектов по всем темам имеются:
• Датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
• Набор вспомогательных предметов для измерений;
• Сопутствующая компьютерная программа;
• Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек с компьютерных сцен;
Используя в своей работе данную лабораторию, мы поможем маленькому испытателю понять, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным. Поскольку этот мир является не всегда комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Данные модули можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие. Занятия с дошкольниками в мини лабораториях помогут в решении многих задач (их вы видите на экране) :
• Формирование целостной картины мира и расширения кругозора;
• Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
• Развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
• Формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье, и здоровом образе жизни;
• Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Организация образовательного пространства с помощью модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
Во время работы с модулем «Звук» словарный запас пополнился новыми понятиями – звук, звуковая волна, высокие и низкие звуки и т. д.,
Во время работы с модулем «Свет» словарный запас пополнился понятиями – скорость света, освещенность
Во время работы с модулем «Температура» словарный запас пополнился понятиями - градус, ноль градусов,
Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и формированию предпосылок функциональной грамотности.