Яна Кайсарова
Формирование предметного словаря у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, в расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.). Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, расхождение в объеме пассивного и активного словаря.
Публикация «Формирование предметного словаря у детей с ОНР» размещена в разделах
Дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что даже шестилетний ребенок с ОНР не знает многих слов названий ягод, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как «стрекоза, «овца» и т. д. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гром», «гроза».
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов. Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях - в слишком узком значении. У детей наиболее распространены замены слов к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие «лось – олень» или «весна – осень» и т. д. Таким образом смеются слова у детей с ОНР на основе сходства - по признаку функционального назначения («миска – тарелка» «метла – щетка»); - по внешнему сходству («паровоз – поезд» «локоть – рука»); - обобщающих понятий и слов, обозначающих действия или наоборот («открывать – дверь» и «лекарство – болеть». Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, процесс роста нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизировано. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова.
Большие трудности вызывает классификация предметов, дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков (Волк, собака, лиса» - лишнее слово «Собака», так как в лесу не ходят собаки. При выборе синонимов и антонимов возникают сложности. В место антонимов используются слова, семантически близкие («день – вечер», слова – стимулы с частицей «не» («шум – не шум» - нет шума). В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица – дорога», похожие по звучанию («парк – парта», формы исходного слова или родственные слова «боец – бой»).Вместо названий детенышей животных (ягненок, теленок, поросенок) - говорится «свиненок» или «коровенок». Допускаются ошибки при употреблении и образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («яблоченька, «тетраденька», суффиксами «иц» («супница - суповка»). Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей.
В коррекционно- развивающей работе по уточнению и обогащению предметного словаря, при организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование семантической структуры слова, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный происходит с определенными трудностями. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связанной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса проводится устная речевая практика.
В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно- графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. Суффиксальный - для имен существительных. У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей «лес + ник». Привлекая внимание к коренной части среди цепочки родственных слов («сад – садовник», можно сформировать представление о системе словообразовательных связей «сад – садовник». Для уточнения и расширения предметного словаря необходимо практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и приемов сравнения, анализа, обобщения. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных).Значительно позже появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова. Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, обобщения, что в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей.