Екатерина Зотова
Формирование прединженерного мышления у дошкольников посредством технологии «Тико-моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках программы «Уральская инженерная школа» в нашем дошкольном учреждении существует система работы, которая включает в себя разные проблемно-игровые технологии, способствующие развитию прединженерного мышления, формированию интереса к математическим наукам.
Публикация «Формирование прединженерного мышления у дошкольников посредством технологии „Тико-моделирование“» размещена в разделах
- Тико-конструктор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Остановлюсь на возможностях конструктора ТИКО, способствующего в игровой форме освоению основ геометрии, формированию логического и элементарного конструкторского мышления. В нашем детском саду образовательная деятельность по ТИКО-моделированию проходят в рамках кружка, предусмотренных расписанием, а также в режимных моментах.
Технология ТИКО-моделирования имеет широкий спектр возможностей и областей применения. На научно-практической конференции в Екатеринбурге моя коллега представляла данную технологию с точки зрения изучения плоскостных фигур и объемных тел.
Сегодня, мы хотим рассмотреть эффективность технологии с точки зрения развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе дидактических игр с ТИКО-конструктором, в специально созданных игровых ситуациях у детей формируются такие навыки как : умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, понимание пространственных представлений между предметами.
Предлагаю вашему вниманию игры, развивающие пространственные представления, воображение, конструктивное мышление.
Давая детям игровые задания, мы придерживаемся принципа «от простого к сложному».
Поэтому начнем с простых упражнений.
Детям предлагаем сконструировать 4 домика разных цветов (из квадрата и треугольника). На листе бумаги красный домик разместите вверху, синий внизу, зеленый справа, желтый слева. А теперь предлагаем поменять домики местами и прокомментировать, как расположили домики, используя в своей речи понятия пространственной ориентировки (вверху, внизу, слева, верхний правый угол и т. д.).
Более сложным заданием для детей является конструирование по словесной инструкции. Даем установку детям заранее приготовить детали. Например: красный пятиугольник – 1, зеленый прямоугольник - 1, зеленый маленький равносторонний треугольник - 1, 4 маленьких квадрата одного цвета) (предложить участникам попробовать выполнить упражнение)
1. Расположите прямоугольник вертикально
2. К прямоугольнику сверху прикрепите пятиугольник
3. К каждой стороне пятиугольника прикрепите по квадрату
4. К прямоугольнику справа внизу прикрепите треугольник.
Что у вас получилось? Проверьте себя, посмотрите на слайд.
Обратите внимание на образец фигуры (самолет, что это? Запомните и сложите из конструктора копию (самолет на слайде).
Проверьте себя.
А вот любимая детская игра – «Ходилки». Дети самостоятельно могут приготовить поле для игры и придумать сюжет.
Например, задание: чей зайчик быстрее добежит доморковки? (предложить поиграть участникам)
По очереди кидаете кубик и делаете ходы по дорожке. По ходу проговаривайте направление движения. Тоесть даем установку на словесное описание каждого хода.
Из конструктора ТИКО можно создать различные игры на развитие пространственно-логического мышления. Предлагаем всем известную игру «Морской бой». Давайте вспомним правила.
Стандартная флотилия игроков в «Морской бой» включает в себя десять кораблей. Они отличаются по количеству занимаемых клеток – от одной до четырех. Название каждого корабля – это обозначение количества «палуб» или клеток: однопалубный, двухпалубный и так далее…
- линкор (1) - крейсер (2)- эсминец (3)- шлюпка (4)
Каждая команда сама для себя решает, как расставить флот. Фигура трехпалубных и четырехпалубных кораблей может иметь любую конфигурацию. Важное уточнение — ни один из кораблей не должен касаться другого. При этом дети конструируют морской флот из ТИКО-деталей и самостоятельно располагают на поле.
На игровых полях есть буквенные и числовые обозначения. Выстрелы совершаются по координатам, например, А8. Если противник называет координаты, по которой находится часть корабля, то второй игрок обязан сказать: «ранен» и отмечают подбитую часть Х. Выстрелы обозначайте с помощью фишек.
Право первенства в игре мы решим с помощью кубика: у кого число больше, тот и начинает (кидают кубик)
Вывод:
Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач
В ходе реализации программ по ТИКО-моделированию, направленных на развитие прединженерного мышления, мы пришли к выводу, что выбранная технология способствуют положительной динамике в достижении математических и технологических умений дошкольников, а так же знаний объектов и предметов окружающего мира.