Татьяна Гицевич
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Воздушная струя является основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», непроговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. А правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох
Публикация «Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными. С детьми необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, дыхательной гимнастики, переходя к более сложным.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания и речь становится интонационно выразительной, четкой, понятной.
Поэтому мы создали кружок"Речевичок", где ведётся работа по формированию правильного речевого дыхания. Она проводится в несколько этапах:
1 этап: формирование диафрагмального дыхания ;
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот, сидя, стоя;
3 этап: формирование целенаправленной воздушной струи, сильный плавный удлинённый выдох.
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом важно научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Отметим параметры правильного ротового выдоха :
— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
— выдох происходит плавно, а не толчками;
— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
— выдыхать следует, пока не закончится воздух;
— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Развитие речевого дыхания тесным образом связано и с развитием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие) развивают и голос. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир фольклора, так как во время упражнений используются прибаутки, потешки.
При проведении игр, направленных на развитие речевого дыхания, выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений, но необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими видами деятельности. Следует обращать внимание на то, чтобы ребёнок не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).Во время проведения дыхательных игр и упражнений требуется постоянный контроль за правильностью дыхания. Вся работа по формированию речевого дыхания построена на игровых упражнениях.
Приведем несколько примеров игровых упражнений: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку.
Презентация
Цель упражнений: развитие плавного длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет :
-Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
-Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
-Выработать четкую и внятную речь.
-Достичь координации дыхания, речи и движений.
-Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.