Приложение МААМ

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Татьяна Гицевич
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Воздушная струя является основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», непроговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. А правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох

Публикация «Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными. С детьми необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, дыхательной гимнастики, переходя к более сложным.

При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания и речь становится интонационно выразительной, четкой, понятной.

Поэтому мы создали кружок"Речевичок", где ведётся работа по формированию правильного речевого дыхания. Она проводится в несколько этапах:

1 этап: формирование диафрагмального дыхания ;

2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот, сидя, стоя;

3 этап: формирование целенаправленной воздушной струи, сильный плавный удлинённый выдох.

4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом важно научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Отметим параметры правильного ротового выдоха :

— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох происходит плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Развитие речевого дыхания тесным образом связано и с развитием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие) развивают и голос. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир фольклора, так как во время упражнений используются прибаутки, потешки.

При проведении игр, направленных на развитие речевого дыхания, выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений, но необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими видами деятельности. Следует обращать внимание на то, чтобы ребёнок не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).Во время проведения дыхательных игр и упражнений требуется постоянный контроль за правильностью дыхания. Вся работа по формированию речевого дыхания построена на игровых упражнениях.

Приведем несколько примеров игровых упражнений: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку.

Презентация

Цель упражнений: развитие плавного длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет :

-Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.

-Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.

-Выработать четкую и внятную речь.

-Достичь координации дыхания, речи и движений.

-Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 07:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гицевич (УИ 349715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД