Елена Горбулич
Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
осуществление неразрывной связи познавательного и сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
2. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
3. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ними: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).
Публикация «Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
5. Учить детей называть свойства предмета.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является познавательное и сенсорное развитие.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня познавательного и сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение познавательного и сенсорного воспитания состоит в том, что они:
являются основой для интеллектуального развития,
- упорядочивают хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
- развивают наблюдательность,
- готовят к реальной жизни,
- позитивно влияют на эстетическое чувство,
- являются основой для развития воображения,
- развивают внимание,
- обеспечивают усвоение сенсорных эталонов,
- влияют на расширение словарного запаса ребенка,
- влияют на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя познавательное и сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой- принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи –
*В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.
Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия:
Цвет. Форма. Величина. Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
- развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
- познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
- развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Апрель 2017