Маргарита Рындина
Формирование познавательной активности в условиях ситуации выбора средствами ИКТ технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ.
Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.
ФГОС дошкольного образования предусматривает создание интерактивной среды.
Работая в дошкольном учреждении, мы педагоги всегда стремимся искать новые подходы для разностороннего развития воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания.
Познавательная деятельность является основой практически любой деятельности детей. Не является секретом, что низкий уровень познавательной активности препятствует эффективной организации воспитательного и обучающего процесса. Познавательная активность не позволяет ребенку «топтаться» на месте, быть зависимым, ждать, пока кто-то поможет, покажет, решит. Она «толкает» ребенка к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, что-то сделать. Успешность развития личности ребенка также во многом зависит от уровня его познавательной активности.
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет развить познавательную активность детей и повысить результативность обучения.
Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество.
Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного материала, если получают информацию не только из рассказов воспитателя, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или познавательно – исследовательской деятельности сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эффективный результат.
Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок или воспитатель может:
- сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
- создавать коллекции фотографий, которые могут быть использованы для самостоятельного изучения или использоваться в детских работах;
- организовать тематические фотовыставки;
- проведение фотоотчета по заданной тематике;
- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.
Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д.
Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат.
Таким образом они научатся анализировать увиденное.
Видеосъемка
Применение видеокамеры в организованной деятельности или в режимных моментах позволяет значительно расширить кругозор воспитанников.
С целью повышения познавательной активности детей более эффективны и перспективны видеозаписи, сделанные видеокамерой. Они совмещают в себе звуки изображение, и их можно воспроизводить через телевизор. Видеозаписи позволяют расчленить материал на отдельные этапы - действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены и проанализированы воспитанниками и воспитателем на занятии.
С помощью видеокамеры воспитатель может самостоятельно создавать видеозаписи, которые будут способствовать формированию, закреплению и совершенствованию умений и навыков воспитанников. По мере накопления видеозаписей можно даже создать видеотеку группы. При тематическом планировании воспитатель определяет роль, место и приемы использования видеозаписей при изучении конкретных тем.
Диктофон для развития коммуникативных навыков.
Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Дети могут выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации они сами отвечают на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку и исправление недостатков речи.
Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности
Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.
Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать правильно заданный вопрос и самостоятельно находить нужный ответ.
Преимущества интерактивной доски
Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.
Использование умного зеркала в ДОУ
Преимущества «Умного зеркала»:
• предъявление информации на зеркальном экране дает образный тип информации, более понятный дошкольникам;
• движение, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
• поощрение ребенка при правильном решении проблемных задач самим компьютером, является стимулом для познавательной активности детей;
• индивидуализация обучения;
• приобретение уверенности в себе, которое ребенок приобретает в процессе своей деятельности за компьютером;
• развитие самостоятельности и самоконтроля;
• демонстративный материал без распечатки на бумаге
Использование Умного зеркала позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится более активным, а не пассивным. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми, их умственному и речевому развитию.
Интерактивная песочница
Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница.
Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, у ребёнка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
• Проективные (через них осуществляется, коррекция и развитие ребенка).
Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволяет существенно повысить мотивацию детей детского сада к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закреплению пройденного материала. А главное учит ребят работать в команде и уважать труд товарищей.
Заключение
Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, но, все- таки, использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.