Cветлана Ворончихина
Формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность предполагает совместную работу педагога и детей, нацеленную на решение интеллектуальных задач проблемного характера, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, труде, в процессе ознакомления с окружающим. Она предполагает «открытие» детьми новых знаний и способов деятельности.
Поисковая деятельность детей имеет следующую структуру:
– принятие детьми познавательной задачи;
– анализ задачи и выдвижение предположений о возможном течении явления и его причинах;
– отбор способов проверки;
– проверка предположения;
Публикация «Формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
– формулирование выводов.
Познавательные задачи могут ставиться перед детьми педагогом или же выдвигаться самими детьми. Важным условием постановки познавательной задачи является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает у детей, когда задача поставлена, осмыслена детьми, но сразу решить ее они не могут.
Поэтому одной из главных задач педагогов по формированию естественнонаучных знаний при ознакомлении с неживой природой является построение своей работы таким образом, чтобы ребенок сам смог овладевать нужными знаниями и отвечать на возникшие у него вопросы. Для реализации данной задачи мы используем такую форму работы с детьми, как экспериментирование.
Этапы детского экспериментирования :
– собственное обследование предметов и явлений природы;
– планирование действий экспериментального опыта;
– выявление общих, существенных связей и закономерностей между предметами и явлениями;
– обобщенные формы рассуждений;
– решение практических задач, обогащающих личный опыт ребенка и развивающих такие их качества, как активность, познавательный интерес, самостоятельность, самоконтроль и творческие способности.
Организация опытов требует специально созданной развивающей среды, что предполагает наличие в дошкольном учреждении оборудованного «научного центра». Кроме того, в младших возрастных группах необходимы центры «Воды и песка», а в старших группах – мини-лаборатории. Их задача заключается в проведении более длительной экспериментально-опытнической работы детьми в течение дня.
Педагог планирует деятельность дошкольников по формированию основ естественно-научных знаний таким образом, чтобы ребята после непосредственной организованной деятельности могли самостоятельно или совместно с воспитателем применить полученные знания в мини-лабораториях. Таким образом, дошкольники закрепляют полученные знания о неживой природе на практике.
Ознакомление дошкольников с природой проводится планомерно и системно в течение всего года. Для этого используются наиболее эффективные формы работы с детьми :
– наблюдение на прогулке;
– проведение игр-экспериментирований, опытов и экспериментов в физической лаборатории и мини-лабораториях в группах;
– организация интегрированных занятий познавательного цикла.
Все организованные формы работы имеют свой алгоритм:
1. выявление знаний детей по данной теме и проблеме;
2. организация и проведение опытов воспитателем и наблюдение детей за процессом изменения объекта;
3. организация самостоятельной исследовательской деятельности детей;
4. коллективное обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы;
5. решение поисково-проблемных задач;
6. составление схем, моделей, чертежей (обобщение знаний).
Такой алгоритм действий позволяет педагогу формировать у детей знания по многообразию окружающего мира, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, формировать собственную картину мира. В целом поисковая деятельность позволяет ребенку не только легко ориентироваться в окружающем мире, но и путем сравнения, сопоставления, рассуждения осознавать причинно-следственные связи, существующие в природе, самостоятельно открывать, познавать свойства и отношения, отыскивать закономерности.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром, и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
Опытно-экспериментальная работа с детьми, нами осуществляется с применением следующих форм и методов :
• наблюдения;
• путешествия;
• опыты;
• эксперименты;
• трудовая деятельность в природе;
• экскурсии;
• экологические лаборатории;
• экологические сказки;
• экологические праздники, досуги, викторины;
• природоохранные акции;
• моделирование (создание моделей);
• проекты;
• дидактические игры.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для са-мостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
В нашей группе приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и делают что-то новое.
В нашей группе с целью развития детского экспериментирования в подготовительной к школе группе, был оборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, соответствует среднему уровню развития ребенка.
Состав и структура уголка экспериментальной деятельности.
Дидактический материал
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции - мини-музей (тематика различна, например: "Часы бывают разные", "Изделия из камня".
Оборудование
-лупа, стекло, магнит, железо, резина;
-технические материалы: гайки, болты, гвозди, винтики, шурупы, конструктор и т. д. ;
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева и т. д. ;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
-колбы, пробирки, песок, глина, земля, красители: пищевые и непищевые: гуашь, акварельные краски и др. ;
-«зелёный уголок», семена растений, гербарий, шишки, спил деревьев, ракушки, мох, хвоя и т. п. ;
-Глобус, коллекция камней, песок, глина, земля, разные виды почвы;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи, сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда; приборы-помощники : песочные часы, лупы, резиновые перчатки.
Работа по повышению познавательного интереса детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности строится в обязательном сотрудничестве с родителями воспитанников:
• индивидуальные рекомендации и консультации по проведению опытно-поисковой работы в домашних условиях;
• интерактивные игры;
• проведение родительских собраний;
• совместные экскурсии;
• совместные собрания;
• совместные досуги и экологические праздники;
• совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и на его участках;
• открытая непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию с привлечением родителей.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.