Татьяна Иванова
Формирование позитивной «Я — концепции» младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования позитивной Я-концепции младших школьников во внеурочной деятельности
Челябинский государственный университет
Аннотация: В статье рассмотрены: а) актуальность психолого-педагогического изучения особенностей формирования Я-концепции младших школьников; б) выделены особенности формирования позитивной Я-концепции младших школьников; в) приведены результаты эмпирического изучения проблемы. В процессе исследований на констатирующем этапе было проведено изучение когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов Я-концепции младших школьников; г) выделены и обоснованы условия формирования позитивной Я-концепции и уровни ее сформированности; д) показана возможность практического применения полученных результатов исследований в рамках внеурочной деятельности с младшими школьниками.
Публикация «Формирование позитивной „Я — концепции“ младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: Я-концепция, младший школьник, формирование, самооценка, образ Я.
Понятие «Я-концепции» было введено в 1950-е гг. представителями гуманистической психологии. Гуманисты стремились к рассмотрению целостного человеческого Я.
С точки зрения Карла Роджерса Я-концепция складывается из представлений о собственных возможностях и способностях индивида, представлений о путях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или планах, которые могут иметь положительную или отрицательную направленность.
Получается, что Я-концепцию можно представить как сложно структурированную картину, существующую в сознании индивида и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также положительные и отрицательные ценности, связанные с переживаемыми чувствами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем [4].
Анализируя представления о структуре Я-концепции, можно выделить основные три компонента[1] :
когнитивный компонент – характеризуется развитым Я – образом или самопредставлением (знания объекта о себе);
аффективный компонент – характеризуется позитивной или негативной установкой, направленной на специфический объект, называемый «Я» (самооценка, самоуважение, себялюбие)
поведенческий компонент – развитие основ компетентности в значимых видах деятельности.
Наиболее благоприятным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как у ребёнка впервые появляется ориентировка в своих мыслях и переживаниях, осмысление внешнего и внутреннего мира, логика чувств, развивается обобщённое отношение к самому себе [3]. Я-концепция младшего школьника характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка внеурочной деятельности.
В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка от общения со взрослым в семье закладывается его общий фундамент социальных отношений и отношения к собственному «Я». Формирование позитивной «Я – концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э. Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь[2].
Другой фактор, влияющий на развития позитивной «Я- концепции» личности ребенка, является детская субкультура. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.
Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников. Сверстники – это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению в обществе. Дома все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между ними очевидны для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других. Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники[2].
Таким образом, группа сверстников необходима ребенку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием.
Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И. С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок.
По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я». Общение со сверстниками это ещё и «специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых».
Вся школьная жизнь – это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты оценивания откладывают отпечаток на развитие самооценки ученика, на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.
Несмотря на большое количество исследований о сущности, структуре и функциях Я-концепции личности (Р. Берне, М. Р. Битянова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Дембо, А. К. Осницкий, С. Р. Пантилеев) а также работ, в которых раскрыта значительная роль младшего школьного возраста в становлении позитивной Я-концепции, изучены факторы её развития (Т. Ю. Андрущенко, Т. В. Архиреева, Р. Берне, А. В. Захарова, Т. В. Зинова,А. И. Липкина, Р. В. Овчарова, Д. Я. Райгородский, Л. Ю. Фомина, Г. А. Цукерман и др., до сих пор проблема формирования у младших школьников позитивной Я-концепции во внеурочной деятельности специально не изучалась.
Исходя из этого, мы предположили, что в процессе внеурочной деятельности возможно эффективное формирование позитивной Я-концепции младших школьников, если:
- психолого-педагогическое взаимодействие будет организовано на основе сотрудничества и «развивающей помощи»;
- будут актуализированы и развиты рефлексивные навыки учащихся;
- реализована программа курса «В поисках своего «Я».
С помощью методики «Кто Я?», М. Куна; методики Дембо–Рубинштейна (модификация А. М. Прихожан) и методики стандартизированного наблюдения Р. Бейлза на базе МБОУ МЕДВЕДЕВСКОЙ СОШ было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся третьих классов в количестве 25 человек.
В ходе констатирующего эксперимента все испытуемые были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная). Контрольная группа – 12 человек (3А класс, экспериментальная группа – 13 человек (3Б класс).
Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что только у 20% (5 чел.) исследуемой выборки выявлен высокий уровень сформированности позитивной Я-концепции. Дети выделяют качества своей личности и способны их связать со своими поступками, которым дают качественную характеристику. В их суждениях присутствует рефлексивный анализ, способность отстоять свою точку зрения, эмоциональная выразительность, а также богатство невербальных проявлений. Для них характерно умение достигать самостоятельно поставленную цель и осознавать свою некомпетентность в чём-либо как стремление к новым знаниям.
Средний уровень сформированности позитивной Я-концепции выявлен у 28% (7 чел.) испытуемых. Данный уровень отражает наличие у детей позитивного самоотношения. Дети проявляют интерес к самопознанию и познанию других, осознают важность рефлексивных действий в оценке собственных возможностей. В отношениях со сверстниками достаточно легко вступают в контакт, хотя взаимодействие бывает не всегда конструктивно. Они умеют ставить цели и достигать их с помощью взрослых, владеют приёмами саморегуляции и, как правило, проявляют инициативу.
Низкий уровень наблюдается у 52% (13 чел.) испытуемых всей выборки. Детям свойственна заниженная оценка своих возможностей, эмоциональная нестабильность. У детей слабо развиты рефлексивные навыки, они нетерпимы к мнению других, не способны поставить себя на место других, и характеризуются в большей степени неуверенным поведением. Ярко выражено отсутствие интереса к регулярной, осмысленной деятельности, что проявляется в её избранности и эпизодичности осуществления.
На втором этапе исследования, в процессе формирующего эксперимента, с экспериментальной группой был реализован курс занятий «В поисках своего Я». Целью данного курса является формирование и сохранение позитивной Я-концепции младших школьников через создание условий для развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.
После реализации программы курса был осуществлен контрольный срез в обеих группах испытуемых, в котором использовались те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты формирующего эксперимента показали положительную динамику. Результаты сравнительного анализа первичного и контрольного срезов экспериментальной группы представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Сравнительный анализ результатов первичного и контрольного срезов ЭГ
Исходя из рисунка низкий уровень сформированности позитивной Я-концепции экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента был выявлен у 23,1%(3 чел., средний и высокий возросли до 46,2% (6 чел.) и 30,7% (4 чел.) соответственно. В контрольной же группе сформированность позитивной Я-концепции осталась на прежнем уровне. Значительных изменений выявлено не было.
Таким образом, полученные нами данные позволяют говорить о результативности реализованного курса «В поисках своего Я», поскольку у младших школьников наблюдается повышение интереса к себе и окружающим, уровень самооценки значительно повысился и дети стали более успешны в учебной и внеурочной деятельности.
Поэтому мы считаем, что наше утверждение о том, что в процессе внеурочной деятельности возможно эффективное формирование позитивной Я-концепции младших школьников, если:
- психолого-педагогическое взаимодействие будет организовано на основе сотрудничества, «развивающей помощи»;
- будут актуализированы и развиты рефлексивные навыки учащихся;
- реализована программа курса «В поисках своего «Я», нашло свое подтверждение.
Список литературы:
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]// Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2016. - 420 с.
Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов. [Текст]/Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. –343с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]// Л. С. Выготский. – М. : АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 c.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]// К. Роджерс. - Москва: Прогресс, 2014. - 296 с.