Анастасия Боровикова
Формирование потребностей в самостоятельной мыслительной деятельности с применением инновационных технологий и новых подходов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования потребностей к самостоятельно-мыслительной способности с применением инновационных технологий и новых подходов в образовании.
В числе множественных упреков в адрес школьных учителей сегодня часто можно слышать, что они не создают мотивацию к обучению. Отсутствие у детей желания учиться - это тревожный фактор. Родители вообще стали более тревожны и агрессивны в силу того, что государство постепенно отказывается от социальных обязательств. Родители хотят гарантий для своих детей и требуют их.
Публикация «Формирование потребностей в самостоятельной мыслительной деятельности с применением инновационных технологий и новых подходов» размещена в разделах
Спору нет: учитель может отбить охоту к учебе, может вдохновить любовью к своему предмету. ОДНАКО БЫЛО БЫ НЕОПРАВДАННЫМ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕМ ВОЗЛАГАТЬ НА УЧИТЕЛЯ ПОЛНОСТЬЮ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МОТИВАЦИЮ.
Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Говоря о внутренней – когнитивной мотивации можно сказать, что это есть природная мотивация или, говоря другим языком - любознательность, изначально вложенная в психику каждого ребенка. Еще это называется когнитивная потребность. Но, во-первых, у большой части детей эта потребность убивается уже на стадии раннего развития, в семье. Среди средств, которыми семья последовательно может убить в ребенке желание учиться в дальнейшем, можно отметить ограничение впечатлений, нежелание взрослых отвечать на детские вопросы, отсутствие книг в доме, недостаток времени у родителей на познавательное времяпрепровождение с детьми, неуважительное отношение к знанию и чтению как таковым и отсутствие примеров для подражания, бесконтрольное поглощение детьми суррогатов информации из телевизора и интернета. Никакими кружками и школами раннего развития не восстановить потом то, что утрачено в специфической домашней атмосфере. У тех детей, у кого родители позаботились, чтобы не убить любознательность и тем самым хорошо подготовили ребенка к школе, потребность познания может быть задавлена в первые годы системой обучения, ориентированной на стандарт, с плохо организованным учебным процессом, с несовершенной системой оценивания, с уравниловкой, текучкой, перегрузками. К средней школе учеба вызывает часто отвращение даже у развитых и любознательных поначалу детей.
Поэтому ответственность учителя за мотивацию к обучению, равно как и за качество образования, может быть только частичной, и величина этой части прямо пропорциональна степени свободы, которая дана учителю.
Говоря о ВНЕШНЕЙ мотивации. Как к ней придти: 1. Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
2. Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело, которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время - будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
3. Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т. д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
4. Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что- то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки - лучше похвалите.
5. Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него - это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
6. Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает различных примеров ребенок, тем лучше.
Чрезвычайно важно выработать у ребенка определенный режим, ведь он должен не только учить домашнее задание, но и успевать отдыхать. Самоконтроль в этом случае необходим. Также он нужен, чтобы ребенок не забыл проверять себя после выполненного задания. Важно, чтобы он приучился делать это с детства, ведь по невнимательности мы всегда допускаем ошибки, что позже делает нас неуверенными в собственных силах. Самоконтроль – это все
Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
Если говорить о младших школьниках, многие родители отдают малышей в школу слишком рано, считая, что они и так достаточно знают для своего возраста. Однако знания и психологическая готовность – разные вещи. Последняя проявляется в умении малыша следовать правилам, а не собственным желаниям. Это задача родителей – привить ребенку способность контролировать свое поведение еще до школы. ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КРАЙНЕ ВАЖНО!
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех участников образовательного процесса. Отсюда главный тезис ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — это развивающее и развивающееся образование.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. 2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала. 3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. В современных условиях модернизации казахстанского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и педагогами. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
Таким образом, развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Используя инновационные образовательные технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы: 1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы; 2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды” 3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса.