Анжела Жиркова
Формирование полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры
▼ Скачать
МБДОУ «ЦРР - детский сад «Кэнчээри»
Амгинский улус (район, село Амга
Жиркова Анжела Николаевна,
воспитатель,
E-mail : angelaamga18@gmail.com
The municipal budgetary pre-school educational institution
"Child Development Center - Kindergarten Kencheery»
Amginskiy ulus, the village Amga
Zhirkova Angela Nikolaevna, educator
E-mail : angelaamga18@gmail.com
Публикация «Формирование полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Аннотация. В статье обобщаются результаты исследований по проблеме воспитания полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста. А также представлен опыт работы по формированию социальных навыков и умений мальчиков в процессе игры.
Annotation. The article summarizes the results of studies on the problem of raising gender role behavior of senior preschool age boys. The work experience on formation of social skills and abilities of boys in the game process is also presented in this article.
Ключевые слова: полоролевое поведение мальчиков, полоролевые особенности, полоролевая культура, ценностные отношения, мужественное поведение.
Keywords : sex-role behavior of boys, sex-role characteristics, sex-role culture, value attitude
Формирование полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры
Formation of gender-role behavior of boys of senior preschool age during
the game
На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом его полоролевой идентичности.
Целью исследования было изучение и обоснование педагогических условий эффективного формирования полоролевого поведения мальчиков
старшего дошкольного возраста в процессе игры.
Предполагали, что эффективное формирование полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры возможно при следующих педагогических условиях:
- разработки и обоснования содержания работы с детьми по проблеме исследования;
- систематизации разнообразия игр по дидактическим и развивающим задачам;
- обогащения содержания работы с родителями по полоролевому воспитанию мальчиков.
Научно теоретическая новизна заключается в обосновании педагогических условий эффективного формирования полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры, а также в разработке методических рекомендаций для педагогов ДОО.
С целью выявления уровня полоролевого поведения старших дошкольников был проведен срез. Выбранные методики были нацелены на выявление знаниевого, ценностно-эмоционального и поведенческого аспектов развития личности детей по полоролевой принадлежности.
Использовали беседу для выявления представлений ребенка о положительных, нравственных чертах сильного пола как защитников и хранителей семейного очага; рисунок человека - для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, при анализе рисунков мы использовали шкалу признаков по Гудинафф – Каррису, содержащего десять категорий информативных признаков; организовали наблюдение за игровой деятельностью детей для выявления особенностей взаимодействия мальчиков в игре.
В результате проведения методик был выявлен в целом недостаточный уровень сформированности полоролевого поведения мальчиков : у детей обнаружился лишь средний уровень сформированности представлений, и эмоционального отношения, и поведенческого аспекта по отношению к другим.
На основании полученных результатов была запланирована и проведена работа включающая в себя разделы: «Создание предметно-развивающей среды», «Работа с детьми» и «Работа с родителями».
С учётом полоролевого воспитания была построена развивающая среда в группе. Игровая среда была создана совместно с родителями и с детьми. Дети вместе с родителями создавали рукотворные игрушки. Было создано пространство для игр мальчиков, и игрушек с учётом их полового признака. Например, для мальчиков мы создали новый центр игры «Хоодуот», в котором дети могли бы реализовать свой творческий потенциал, там имеются разные наборы картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности, картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слёзы, гнев, дидактические игры, по которым дети могут связывать эмоциональные состояния с определёнными действиями, схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского пола, размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу, лего - конструкторы, машины разных размеров, марок, набор солдатиков, набор инструментов, разные энциклопедии и дидактические игры, развивающие мужественность.
Разработали специально игры настольные, отражающие мужской характер, мужское поведение. Например, такую игру как «Оцени поступок», «Найди орудия Богатыря Урун Уолан».
Хочется отметить, что дети с удовольствием разворачивают игровой сюжет для реализации своих творческих замыслов.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом полоролевых особенностей, обратили особое внимание на следующее:
- привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов мужского поведения;
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой мальчики воспроизводят модель социального поведения мужчины - отца;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства
для игр - «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
По работе с детьми нами разработаны четыре серии разнообразия игр. Каждая серия игр предназначена для развития конкретных качеств у мальчиков :
Первая серия игр была направлена на формирование полоролевой идентификации у мальчиков. Вторая серия игр была направлена на развитие ценностных представлений об отце. Третья серия игр нацелена на формирование предпосылок мужественного поведения у мальчиков. Четвертая серия игр ориентирована на формирование ценностного отношения мальчиков к девочкам.
По названным сериям проведены: игры-тренинги, игры-ситуации, имитационные игры, состязательные игры, игры-драматизации, сюжетно-дидактические игры и др.
Проведена большая работа с родителями-отцами:
- Организовано творческое объединение отцов. Они организуют соревнования, экскурсии по месту работы родителей-отцов, субботники по благоустройству и созданию катка, лыжни и др.
- В мини-музее группы отцы собрали экспонаты, которые показывают увлечения и занятия предков (старинная утварь, доспехи воинов, орудия труда охотников, шкуры добытой дичи и животных).
- Организованы совместные спортивные состязания «Сын и отец» по перетягиванию палки, шашкам, якутским настольным и подвижным, лыжной гонке.
- Проводятся круглые столы, консультации, беседы, тематические домашние задания отцам на темы «Хороший отец - большое счастье», «Роль семейных традиций в воспитании ребенка».
Таким образом, комплексная работа по созданию в детском саду условий, способствующих выработке навыков полоролевой культуры поведения у мальчиков, принесла положительные результаты.
Сравнивая результаты методик исследования, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности полоролевого поведения у мальчиков старшей группы стал выше. У детей повысилась мотивация к проявлениям ценностного отношения к своим сверстникам, девочкам, к своим отцам. Мальчики стали более уважительно относиться к девочкам, интересоваться занятиями и увлечениями своих отцов, проявлять интерес и любознательность к мужским профессиям.
Результаты исследования позволяют заявить, что для формирования культуры поведения мальчиков обязательно нужно развивать его базовые компоненты как установление мальчиками своей полоролевой идентичности, сформированность ценностных представлений об отце и отцовстве, сформированность ценностного отношения мальчиков к девочкам, и осознанное понимание и проявление мужественности как наиважнейшего личностного качества мальчиков.
Полученные данные эксперимента свидетельствуют о динамике роста у детей этих ценностных качеств личности, которые составляют основу полоролевого поведения мальчиков
Повышению положительных показателей по проблеме исследования, безусловно, способствовали: во-первых, проведение разнообразия игр, нацеленных на формирование предпосылок мужественного поведения у мальчиков, на формирование отношения мальчиков к девочкам, во-вторых, создание содержательной предметно - развивающей среды с учетом полоролевых отличий, в-третьих, организация систематической и планомерной работы с родителями, особенно с отцами как образцов мужского поведения.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Некоторые родители стали замечать в детях такие качества как добросовестность, желание помочь маме, папе, бабушке. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний
о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Наблюдения
за детьми в повседневной жизни показывает, что выросла культура поведения и общения детей : мальчики стали более внимательными
по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться
в дальнейшем.
Таким образом, опыт, полученный в процессе реализации работы показал, что опыт работы по формированию полоролевого поведения мальчиков в детском саду дает положительный отклик в полоролевом развитии детей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что проделанная работа по формированию полоролевого поведения мальчиков способствует повышению уровня сформированности полоролевого поведения, т. е. наша гипотеза доказана. Наработанный опыт, будет углубляться и совершенствоваться, поскольку тема очень актуальна на современном этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Абубакирова Н. И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. №6. – С. 123-125.)
2. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре / Т. В. Антонова // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М. А. Васильевой. М. 1986.
3. Ашикова С. Наши мальчики / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. 2003. №1. с. 54
4. Баишева М. И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография / М. И. Баишева. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.- 162с.
5. Градусова Л. В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре / Л. В. Градусова // Воспитание детей в игре. М. 1993.
6. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И. Н. Евтушенко. - Челябинск: Б. И., 2008 - 14с., 22с. - 8
7. Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста “ Мальчики и девочки” [Текст]/ Е. А. Мигунова//Дошкольное образование. - 2011. - №13. - С. 17-19.
8. Чекалина А. А. Гендерная психология. – М. : «Ось-89», 2006. – 256 с.