Татьяна Кондратьева
Консультация на тему «Формирование первичных ценностных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование первичных ценностных представлений
Одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личностной культуры. Начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т. е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о добре, красоте.
Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных представлений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. Очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества. Проблема эта важна: необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности ни у кого не вызывает сомнения, но и пока недостаточно изучена.
Публикация «Консультация на тему „Формирование первичных ценностных представлений“» размещена в разделах
Опираясь на опыт отечественной дошкольной педагогики в области социального, нравственного развития детей можно выявить разные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
• образного постижения ценности;
• ценностные формы поведения, строящиеся на ценностных представлениях;
• эмоционально-ценностные отношения к миру, основой для проявления которых служат также ценностные представления.
Таким образом развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.
Современные образовательные технологии формирующие ценностные представления дошкольника.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в процессе воспитания, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалась способность управлять своим умственным миром, совершенствовать нравственное сознание.
Ведущей деятельностью у ребёнка является игра. При помощи игр развиваются психические процессы.
Особо важной при формировании ценностных представлений дошкольника является сюжетно-ролевая игра. В ней можно проиграть многие аспекты ценностных представлений и откорректировать их.
«Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.»
С. Я. Рубинштейн