Андреева Екатерина
Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Меня до глубины души затронуло данное высказывание, и я задалась вопросом…Первые чувства гражданственности и патриотизма доступны ли они малышам? С этого и началась моя работа по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Публикация «Формирование патриотических чувств через досуговую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает необходимость помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Я задумалась, как же сделать мою работу более интересной и доступной детям. На мой взгляд, главным показательным моментом привлечения ребенка к патриотизму – является праздник. Не только сам праздник детям приносит радость, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с историей, костюмами, народным творчеством.
Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.
Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.
Цель работы - Формирование нравственно-патриотического воспитание дошкольников средством культурно – досуговой деятельности.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
• формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края
• обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;
• воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
• воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
В работе по данной теме придерживались следующих принципов:
Принцип тематического планирования ( тематические блоки: семья, основание города, праздники, храмы города и т. д.)
Принцип наглядности (иллюстрации, фото, видео материалы, экскурсии)
Принцип последовательности (работа ведётся с младшей группы от простого к сложному).
Принцип занимательности - материал должен быть интересным, увлекательным.
Принцип личностно-ориентированного подхода (индивидуально- личностное формирование, развитие морального облика, формирование личной гражданской позиции).
Принцип интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, метод реализации и предметно-развивающее пространство, среда).
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании в РФ», «О днях воинской славы (победных днях, Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 года».
Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетьями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Новизна опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.
Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с выявления уровня знаний детей в данном направлении. В диагностике принимали участие 24 ребёнка в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (12 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 30 % (8 детей) – средний уровень; у 15% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Проделанная работа позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Работая по данной теме, составила перспективный план работы с учётом возрастных особенностей детей. Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1блок «Моя семья. Мой дом»;
2блок «Родной город. Родная природа»;
3блок «Родная страна. Родная культура»;
4 блок «Защитники Отечества. День Победы».
Неоспоримое значение для воспитания патриотических чувств у детей имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах. Были оформлены специальные зоны : для детей младшего возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной район); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с районом, страной, государственной символикой.
Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы в ходе досуговой деятельности :
- игровые - познавательные занятия, как в помещениях детского сада, так и на улице на тему: «Моя семья», «Мой город Санкт - Петербург», «Колпино», «Осень на участке детского сада», «Дом в котором я живу» и др;
- беседы на тему: «Чему учит мама своих малышей», «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес», «Что ты видел по дороге в детский сад», Как помогаешь маме?», «Мой папа в Армии» и другие;
- творческие рассказы детей на тему: «Что было бы, если я был взрослый», «Три богатыря», «Мой любимый детский сад»;
- работа с этнокалендарем (включение в план праздников этнокалендаря);
- совместные праздники с родителями в группе;
- встречи с интересными людьми города, с защитниками Отечества и ветеранами ВОВ;
- вечера устного народного творчества, где дети заучивали потешки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, чистоговорки, былины;
- обыгрывание русских народных сказок;
- вечера хороводов и народных игр;
-экскурсии в музей, в библиотеку, на стадион, в парк, в школу;
- изготовление детьми подарков для родных и близких к 23 февраля, 8 марта.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В досугах активно использую народные игры, хороводные, словесные.
При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, логоритмические комплексы. Сценарии составляю вместе со специалистами ДОУ. В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе
В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Для этих целей использую игры и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов.
Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Жители леса и их детеныши», «Профессии», «Русские народные сказки», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях, которые использую как на досугах, так и в режимных моментах и в образовательной деятельности.
Организуя работу по данному направлению, я прекрасно понимаю, что нельзя не задействовать в ней родителей. Так, стало традицией проводить детско-родительские праздники. Организуя культурно-досуговое мероприятие, я всегда стараюсь, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.
Своим опытом, наработками я с удовольствием делюсь с коллегами, провожу консультации, оказываю помощь педагогам в организации и проведении тематических занятий.
Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод, что культурно – досуговая деятельность является эффективной формой в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников.