Юлия Леньшина
Формирование основных видов движений ребенка 3–5 лет средствами подвижной игры в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация физической активности дошкольников в образовательном учреждении осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Публикация «Формирование основных видов движений ребенка 3–5 лет средствами подвижной игры в условиях ДОУ» размещена в разделах
Весьма важное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах, а для младших дошкольников они являются жизненной потребностью. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Известные русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
Основоположник российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни и отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.
По мнению П. Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. В подвижной игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
В. В. Гориневский писал о подвижной игре как средстве формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности.
Идея внедрения подвижных игр в практику работы учреждений дошкольного образования получила развитие в работах Е. А. Аркина, А. В. Кенеман. Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел значение игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Основываясь на теоретических и практических положениях можно сделать вывод: Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных навыков. Они же в огромной степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При целенаправленном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Включение подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем использования методических особенностей игры в любые физические упражнения. Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче.
Основной педагогической идеей моей работы является утверждение о том, что систематическое применение разнообразных подвижных игр в организованной и самостоятельной деятельности создает полноценные условия для активной двигательной деятельности и способствует формированию основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста.
Цель педагогической деятельности:
Формировать основные виды движений у детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет через подвижные игры и игровые упражнения.
Задачи:
Способствовать формированию двигательных умений и навыков, обогащать двигательный опыт детей;
Развивать силу, выносливость, ловкость, координацию, быстроту, сообразительность;
Активизировать овладение подвижными играми с правилами;
Учить детей действовать в игре согласованно, подчиняя свои желания общим требованиям и правилам игры;
Формировать умение правильно пользоваться атрибутами игры, игрушками и пособиями, выполняя с ними разнообразные двигательные задания;
Развивать у детей интерес и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, подвижных играх;
Способствовать становлению нравственно-волевых качеств: дисциплинированности, настойчивости, целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой, чувство радости, обогащать эмоциональное состояние детей.
Для решения поставленных задач я использовала распространенные подборки подвижных игр, а также разработала некоторые авторские подвижные игры на основе литературных знакомых детям произведений. Также было изготовлено многофункциональное дидактическое пособие «Карусель» и разработаны варианты его практического использования для организации подвижных игр. Каждая из подвижных игр решает задачи формирования основных видов движений – ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания как отдельно, так и в комплексе.
Помимо подбора, разработки и использования подвижных игр в непосредственной работе с детьми разновозрастной группы проводится консультативно-просветительская работа с родителями посредством размещения консультативных материалов в родительском уголке и на моем профессиональном сайте. Размещаются материалы, раскрывающие особенности формирования основных видов движений в детском возрасте, полезные рекомендации по организации совместных подвижных игр с ребенком в условиях дома и улицы с учетом времени года.
Оценка эффективности педагогической деятельности по формированию основных видов движений посредством подвижной игры проводилась путем наблюдения с фиксацией результатов по следующим критериям, адаптированным на основе методических рекомендаций Т. А. Тарасовой «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» :
• Ребенок легко удерживает равновесие при ходьбе и беге, правильную осанку.
• При ходьбе и беге не наталкивается друг на друга, движения рук и ног согласованны.
• Может поменять направление движения в соответствии с указанием педагога.
• Может подпрыгивать на двух ногах.
• Может прыгать вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
• Действует с мячом – берет, переносит, бросает, катает, держит.
• Выражает желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.
В результате проделанной работы у детей:
• Обогатились двигательные навыки;
• Улучшилась техника выполнения основных видов движений – бега, ходьбы, прыжков, метания/бросания;
• Движения детей стали более скоординированными, увеличилась скорость движений, сила и ловкость;
• Выросла активность в различных видах двигательной деятельности;
• Дети проявляют интерес и положительный настрой к физическим упражнениям и подвижным играм.
Таким образом можно сделать вывод о том, что применение разнообразных подвижных игр в организованной и самостоятельной деятельности создает благоприятные условия для активной двигательной деятельности и способствует формированию основных видов движений у детей 3-5 лет.