Дробышевская Светлана
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми. Один из путей решения этих задач — обоснование методики занятий интегрированного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Методика проведения занятий по физической культуре предусматривает сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Публикация «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах : это экологические занятия, наблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, праздники и др.
Особое место занимают занятия интегрированного типа — сочетающие различные виды деятельности, в том числе двигательную, игровую и творческую.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста может проходить в процессе занятий по физической культуре.
Особенности методики
1. Предусматривается проведение одного из трех обязательных занятий по физической культуре, в форме прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее и остается неизменным.
2. Содержание занятий составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением фи-зических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.
3. В качестве физических упражнений используются:
• дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки — время, длина дистанции, а также ее интенсивность — зависит от конкретных задач занятия);
•упражнения дыхательной гимнастики (например, «Листья шуршат» «Морозко», «Одуванчик» и т п.);
•общеразвивающие упражнения (например, «Листопад», «Поймай снежинку», «Колокольчик» и др.);
•подвижные игры (например, «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Скворечник» и т п.);
•эстафеты (например, «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок» и др.);
4. Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным:
•Наблюдения за природным явлениями могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.
•Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия, при возвращении по тропе здоровья в детский сад.
•В начале занятия могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья, затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой в спокойном темпе.
5. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме, с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра — Лесовичка, который проводит с детьми экскурсию)
6. Так как подобные занятия являются интегрированными, их продолжительность несколько больше, чем обычных занятий по физической культуре. Поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, игровой, творческой, это не вызывает переутомления детей.