Татьяна Роменская
Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС дошкольного образования,«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой. Анализ работ В. А. Деркунской, С, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью).[1]
Публикация «Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Дети успешно усваивают все основные гигиенические навыки, понимают их важность и привыкают систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки учим воспитанников закатывать рукава,хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскиватьих, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.
Наиболее эффективным методом в воспитании здорового ребенка является физические упражнения и физические занятия. В структуре физкультурных занятий включаем различные виды деятельности: дыхательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые игры, психо- гимнастические этюды, творческие импровизации. Физические упражнения создают для ребенка необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет им полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственное работоспособность ребенка, это происходит в результате положительного влияния, чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.
Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ поступление в организм большого количества кислорода. Регулярно организовываем активный отдых детей развлечения, праздники, игры- забавы, дни здоровья. Оздоровительный эффект активный отдых этих мероприятий заключается в поддержании бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формирование принципов и правил здорового образа жизни. [2]
Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители — педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Мы работаем в тесном контакте с родителями по формированию у детей здорового образа жизни проводим консультации, организуем круглые столы, совместные мероприятия, привлекаем их к изготовлению дорожек по профилактике плоскостопия нестандартного оборудования и инвентаря из подручного материала: старых пуговиц, исписанных фломастеров, использованных пластмассовых бутылок, стаканчиков из-под йогурта и т. д. для спортивных игр. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать ребенку правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Малыш всегда следует образу жизни старших, мам и пап. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. [3]
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит им привить необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
Список литературы:
1. Ахметзянов И. М. Охрана здоровья дошкольников : справочное пособие для ДОУ –М. : ТЦ Сфера, 2007;
2. Лезжова Г. Н. Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников/ Журнал Инструктор по физической культуре 2009 №2 стр. 9;
3. Нищева Н. В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида г. Новый Оскол Белгородской области»