Наталья Власенко
Опыт работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое способствует обогащению социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Начав работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, мы прежде обогатили предметно-пространственную среду, создав в группе уголок «В мире финансов». В нем мы разместили: дидактические пособия. Затем всю работу по формированию финансовой грамотности у детей мы разделили на три модуля. Каждый модуль решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
1 модуль: «Труд-продукт» включает в себя два направления: «Знакомство с профессиями разных сфер», «Товары и услуги». В этом модуле ребята знакомятся с профессиями разных сфер, с их спецификой и значимостью. А также знакомятся с понятием «реклама» и ее значением. Так же, в этом разделе дети обогащают свои знания о труде, его видах; последовательности трудовых действий; что способствует воспитанию уважения к труду и трудолюбию и отрицательному отношению к лени. Одним из самых эффективных методов по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников являются: занятия, занятия-беседы. А благодаря совместным с родителями экскурсиям в разные магазины дети узнали много новых понятий: касса, продавец, работающий на кассе называется кассир, витрина, товар и т. д. А в качестве домашнего задания детям, вместе с родителями было предложено сделать рекламу купленного товара и прорекламировать его перед друзьями.
2 модуль: «Семейный бюджет» включает в себя три направления: «Азы домашней бухгалтерии», «Экономным я расту», «Я как папа, я как мама». Здесь дети знакомятся со структурой семейного бюджета и его планированием. Повторяют правила экономии. Кроме того, подводим детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит: зарплата, пенсия, стипендия и др. Даем представление детям о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. А также прививаем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие и осуждаем жадность. Большое значение для формирования основ экономики имеет чтение художественной литературы. Особое место отводилось активному использованию пословиц и поговорок. Они очень кратко и точно помогают детям понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Очень интересно проходили совместные беседы, где родители рассказывали о своей профессии, как оплачивается их труд. Дети стали понимать, что родители получают деньги за свой труд, а не просто достают их из кошелька. Благодаря тесной работе с родителями, у детей гораздо быстрее формируются понятия о семейном бюджете, доходах и расходах. 3 модуль: «Маленький экономист» включает в себя три направления: «Что такое деньги?», «Какие бывают деньги?», «Где живут деньги?» А в этом модуле дети знакомятся с историей происхождения денег, с элементарным товарообменом, с эволюцией денег. Так же, дети знакомятся с работой банка, с услугами, которые оказывает банк, с профессиями людей, работающих в банке. В этом разделе основной идеей было то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами — путь удовлетворения экономических потребностей.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников была бы невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения. Таким образом, благодаря системной работе по формированию основ финансовой грамотности, дошкольники освоили начальные навыки обращения с деньгами, а также осознали необходимость грамотно и бережливо относиться к ним. Что послужило созданию прочного фундамента для формирования нравственно-этических привычек, которые в будущем помогут детям успешно управлять своими финансами.