Андрейченко Наталья
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного
возраста.
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом
- Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся
- Тем полезней ему будет в жизни потом.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование финансовых основ официально считается одной из главных задач учебного процесса с дошкольных лет. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»
Однако у большинства родителей это вызывает некоторые сомнения: «Почему детям нужно так рано рассказывать о деньгах?» Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то, скорее всего «ДА».
Сейчас едва ли найдется дошкольник, не державший монету в руках. Несомненно, многие ребята знают, что такое деньги. Но проблема в том, что дети растут без опыта обращения с деньгами. И ведь кому-то надо им преподать науку о правильном отношении к деньгам.
К большому сожалению, наука о денежных средствах – это та наука, которой взрослые в отношениях с ребенком, в большинстве случаев пренебрегают. Скорее всего, родители чувствуют себя неуверенно в разговоре с детьми о деньгах. Не знают, как и откуда начать говорить о них, в зависимости от возраста ребёнка. Может быть, не считают это важным. Но ответственность лежит именно на родителях – учить ребенка быть финансово грамотным. Почему же, спросите в? Да потому, что только семья может дать такой бесценный опыт.
Попробуем выяснить, что значит, для ребёнка, быть финансово грамотным?
Финансовая грамотность помогает понять, что моментальное удовлетворение от быстрых покупок - это ничто по сравнению с эмоциями от достижения крупных целей.
Учить ребенка быть финансово грамотным - это означает :
•Говорить, откуда деньги берутся, как они попадают в наш карман, что ниоткуда они не приходят и просто так не даются;
•Разъяснять, что деньги нужны для того чтобы что-то приобрести, и не только;
•Учить понимать ценности денег, относиться к деньгам бережно и уважительно;
•Учить экономить деньги;
• Принимать решение: потратить сейчас деньги или сохранять их «на мечту»;
•Распределять свои средства, так чтобы этого было достаточно для всех необходимых потребностей;
•Учить контролировать желания, объяснить, что желание должно совпадать с возможностью, и потребность отличается от простого "хочу" и так далее.
Это лишь важнейшая часть науки, которую нужно преподать детям, чтобы они росли уверенными в своем финансовом положении.
Почему учить ребенка финансовой грамотности так важно?
Есть несколько причин для этого:
•Чтобы он меньше страдал от стресса, связанного с деньгами.
•Чтобы мог самостоятельно жить, когда он повзрослеет;
•И просто финансово был благополучен.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Как бы это абсурдно не выглядело, но дошкольное время является наиболее плодотворным в плане закрепления таких индивидуальных и психологических особенностей человека, как ответственность, добросовестность, сила воли, которая так необходима для того, чтобы стать финансово грамотным человеком. Уже с младшей дошкольной группы стоит начинать учить ребёнка знаниям о денежных средствах. Именно в этом возрасте они знакомятся с деньгами.
В дошкольное время можно знакомить ребенка с самим понятием денег, т. е. давать ребенку понятие «Что такое деньги? «Где взять их?» и «Зачем нужны деньги?» Можно с ними поговорить о значении различных монет, бумажных денег купюр. Рассказывать им, что деньги используют для покупки вещей. А расходы можно назвать «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными».
Самый простой и доступный способ преподавания понятия денег детям – игра в магазин. Именно в игре дети могут принимать первые финансовые решения, например, поиграть в поход в магазин продуктов. Эта ситуация детям знакома и они с лёгкостью включатся в игру.
В данном возрасте ребенок может познакомиться с понятием «копилка».
Как с ребенком говорить о деньгах?
Обучение ребёнка финансовой грамотности - это куда больше, чем одна беседа. Здесь нужно прибегать к реальной жизненной ситуации и примеру, который поможет все понять на практике. Дети будут учиться не только на словах, но также и действиями.
Вот некоторые идеи и возможности для разговора с ребенком о деньгах:
• Когда он получил подарок деньгами.
Например, от бабушки или дедушки, что очень часто происходит. Родители помогут ребенку решить – потратить сейчас деньги, например, на сладости или «хотелки», или сохранить и отложить на следующие покупки.
• Когда взрослые пользуются банкоматом.
Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.
• В магазине.
Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ребёнку, что различные вещи имеют разную цену и от чего это зависит. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант «подешевле».
• Оплата квитанции и счетов.
Это, наверное, не то, что обычно делают родители вместе с ребёнком. Однако это отличная возможность познакомиться с финансовыми расходами за месяц. Также это отличная возможность пообщаться с ребенком о различных способах экономии денежных средств. Так, например, можно сказать, что надо выключать свет, если он не нужен. Или открывать кран тонкой струей, поскольку это позволяет экономить деньги, которые потом вы можете потратить на семейный отпуск.
• Чтение художественной литературы.
На примере сказочных героев можно разобрать различные проблемные ситуации. ( Сказки: Буратино, Три поросёнка, Цветик - семицветик и др.)
• Просмотр развивающих видеоматериалов и мультфильмов.
Любимые герои наглядно покажут, как правильно поступить в различных ситуациях. (Смешарики, Фиксики, Азбука тётушки Совы)
Подводя итог, следует сказать, что начинать учить финансовой грамотности детей стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были.
Активно взаимодействовать с семьёй ребёнка. Чем раньше дети будут знакомиться с этой наукой, тем легче они будут принимать эти знания в своей голове, использовать их в будущем.
Авербах Бертольд написал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство».
Так давайте же поможем нашим детям освоить искусство управления денежными средствами!
Желаю финансового благополучия для вас и ваших детей!