Людмила Власова
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
Эссе
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь – обеспечение безопасности. В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана первоочередной, поэтому и в наши дни она находит отражение в программных и методических документах организации дошкольного образования.
Публикация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность заявленной темы заключается в том, что от сформированности навыков безопасного поведения зависит жизнь самого ребенка. В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными для жизни ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю мер опасности внешних проявлений природных и бытовых условий, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты детей – дать элементарные знания основ безопасности.
В информационной основе данного эссе лежат труды А. С. Вернадского, И. М. Сеченова, А. Н. Леонтьева и других ученых.
В своей работе мы выявили несколько видов средств ознакомления детей с основами безопасности :
- Словесные (ситуации загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
- Практические (дидактические игры, игры драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);
- Наглядные (наблюдение, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).
Все эти средства обогащают социальный опыт ребенка. Игра дает ребенку «доступные способы моделирования окружающей среды, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствий их нарушения, о способах безопасности поведения;
Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Примером для детей служат литературные произведения: сказки и стихотворения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Пожар» Б. Житков, «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак, «Как огонь воду замуж взял» Е. Пермяк, Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Г. -Х. Андерсен «Девочка со спичками», Г. Остер «Вредные советы» и многие другие.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование. В частности, при изучении дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход, ребенок – пассажир городского транспорта, ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, самокат, санки, ролики и т. д.).
Таким образом, общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально-опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения в быту. Работу по формированию основ безопасности у детей мы проводим, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.
Власова