Елена Коротенко
Формирование основ безопасного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация в обществе сегодня складывается таким, образом, что возникает необходимость не только в улучшении условия, для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями. Тем самым обеспечить снижение последствий или предупреждение опасных ситуаций и формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах
Опасность — это явление, процесс или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди и т. д. Поэтому можно выделить следующие опасности:
• природные — стихийные явления, пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;
• техногенные — связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;
• социальные — криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки людей.
С течением времени меняются условия жизни людей, меняются и правила безопасного поведения. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, решение таких задач как:
• распознание опасностей и их источников;
• разработка предупредительных мер;
• ликвидация возможных последствий.
Мы часто видим на улице детей, подвергающих себя опасности просто по незнанию. Конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей дошкольника : спокойный он или тревожный, послушный или сорванец, самостоятельный или не очень. Со временем родители сталкиваются с необходимостью оставить ребенка дома или на улице ненадолго одного. Принятие такого решения зависит от уверенности взрослого в ребенке, от того, насколько он усвоил правила поведения в быту и вне дома.
Ребенок – самый важный для взрослых, любящих своих детей человек. Мы, конечно, любим своих детей. Но любовь не всегда ведает что творит. Одни родители слишком опекают своего ребенка, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребенку неограниченную свободу, с которой он еще не может справиться. Истина, как всегда по середине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах и осторожность. При этом логика – плохой помощник: дошкольник еще не умеет выстраивать причинно-следственные связи. Взрослым необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из — за их непонятности или удалённости от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). Лучше всего действовать через игру и игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и лёгким. Игра даёт возможность ребёнку быть самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививать прочные навыки безопасного поведения в жизни. Перевоплотившись, скажем, в защитника крепости, ребёнок скорее поймет, что незнакомца в дом пускать нельзя. Игра поможет устранить и некоторые недостатки детского характера. Агрессивность можно смягчить, поручая ребенку роль доброго сказочного героя, а непослушание – предлагая игру со строгими правилами. Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации («Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Буратино», «Незнайка»).
Необходимо замечать и одобрять любую положительную перемену в ребенке, а за неудачу ни в коем случае не ругать ребёнка.
Важно не заострять внимание на детских страхах. Лучше рассказать сказку, в котором предмет страха предстанет в смешном виде или будет побежден героями. И не обсуждайте свои опасения, тревоги при детях. Нам взрослым кажется, что дети ничего не слышат? О нет, как говорится, в пословице «у маленького горшка большие уши»! Будет лучше если ребёнок сможет сам объяснить, чего он боится, как он вёл себя, хорошо или плохо, почему с ним случилась та или иная ситуация и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, поможет взрослым, лучше понять его, а затем снимет многие проблемы и неприятности.
Уроки по безопасности, могут быть, важнее любых других, потому что учат ребенка защищать свою жизнь. Воспитание безопасности — непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе. Постарайтесь избежать занудных нравоучений – делайте занятие короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы ребенок с нетерпением ждал следующего урока. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
Несколько советов для взрослых:
• Если вам приходится оставлять ребенка дома одного, научите его никому не открывать, а еще лучше – вообще не подходить к двери и к телефону. Попросите кого-либо из знакомых поучаствовать в этой учебе, сыграв роль «гостя». На вопрос незнакомого человека: «Дома ли родители?» ребенок должен отвечать, что взрослые дома, но сейчас отдыхают. Дошкольнику, конечно, хочется узнать, что творится на улице. Объясните ему, что для этого необязательно влезать на подоконник. Закройте балконную дверь, так чтобы ребенок не смог ее самостоятельно открыть.
• Кухня – зона особого риска. Хорошо, если есть возможность закрывать ее на ключ. Если нет, прячьте спички и зажигалки, перекройте газ.
• Обратите внимание ребенка на острые и тяжелые предметы, который находятся в доме. На всякий случай, тяжелые предметы поставить по надежнее, а острые – держите в чехлах.
• Храните предметы бытовой химии (особенно лекарства) плотно закрытыми, убирайте их в недоступное месте, запирайте на ключ. Обязательно объясните ребенку, почему те или иные химикаты нельзя трогать, нюхать, пробовать на вкус.
Вы вернулись домой и видите, что у ребенка все в порядке. Похвалите его, расскажите о его успехах домашним. Ребенок был один дома, для него это каждый раз – настоящее испытание. Расспросите его, чем он занимался, постарайтесь понять, не боялся ли чего-то, не было ли у него каких-то искушений.