Наталья Падауц
Формирование основ алгоритмической деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
О необходимости цифровизации образования сегодня показывает время, говорят ученые и трактуют федеральные документы. Время диктует современным детям – цифровое детство. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще им будет освоиться в современном мире. Робототехника, конструирование, программирование – вот что сейчас интересует детей. Необходимы более сложные навыки и компетенции, умение работать на компьютере и программировать – тесно связано с алгоритмическим мышлением. Зачем ребенку алгоритмическое мышление? Да что бы он понимал, что когда перед ним задача и ему нужно получить ответ, необходимо выполнить ряд действий. Наши дети уже с раннего возраста знакомы с алгоритмами, когда мы предлагаем им с помощью алгоритмов одеться, раздеться, помыть руки, сервировать стол и т. д. Мы считаем важным – формирование основ алгоритмической деятельности у дошкольников начиная с пяти лет. Для этого наш детский сад внедряет в работу курс «Алгоритмика для дошкольников с использованием Цифровой Образовательной среды Пиктомир. Наши педагоги прошли курс обучения, наш детский сад получил статус инновационной площадки и с сентября мы приступили к реализации этой программы. Дети познакомились с образовательной средой Пиктомир, освоили основные правила поведения в клубе, познакомились с роботами, узнали, как они движутся, и кто ими управляет. Воспитанникам средней группы в соответствии с санитарными правилами ограничен доступ к планшетам и мультимедийным доскам, поэтому очень важно в допланшетный период разнообразить процесс формирования основ алгоритмической деятельности для детей, сделать его увлекательным и интересным, так как их восприятие основано на эмоциях и интересе. Для этого мы используем русские – народные сказки. Сказки позволяют сделать алгоритмическую деятельность более увлекательной и занимательной, такой сказочный подход преподнесения алгоритмической информации является понятным для малышей и воспринимается захватывающе, с неослабевающим интересом. Русские – народные сказки выбраны нами не случайно, ведь это наши традиции, наша история. Каждый из нас в любую минуту может ответить на вопрос: «Какие сказки вы знаете?» И сразу вспоминается: «Репка, Колобок, Теремок, Гуси-Лебеди» и еще много-много других. Сказки нас окружают всю жизнь, с самых первых дней мама шепчет на ушко сказку, так же нежно и любя, как когда-то ей рассказывала ее мама. И так сказка путешествует из поколений в поколения. Эта связь непрерывна. Поэтому мы используем в работе именно наши добрые, любимые сказки. Сказки оформлены в книги формата А3, где каждый лист – это своего рода игровое поле из определенного момента сказки. Эти поля расположены поочередно и меняются соответственно сюжету сказки. Каждое поле разделено на клетки. Герои сказки, так же как и роботы среды Пиктомир движутся по клеткам. Герои разнообразны (животные, люди из сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Волк и семеро козлят» – это фигурки на подставках, которые удобно передвигать по клеткам. Ребята проходят все сюжетные линии совместно со сказочными героями, следуя правилам цифровой образовательной среды Пиктомир. На первых этапах герои сказок шагают по клеткам, выполняя одну команду за другой, управляет ими ребенок – командир. Герои, так же как и роботы выполняют команды: «шаг вперёд», «шаг назад», «повернуться налево», «повернуться направо». Сюжеты разнообразные, сказок много, дабы дети не заучивали и не запоминали ходы, на игровом поле некоторые предметы съемные, их можно менять местами, тем самым разнообразив сюжет. Инициаторы – сами дети. Далее, когда дети изучат все сказки, освоят нужные знания и умения –усложняем работу, они начинают работать в парах, где один ребенок – командир, другой – исполнитель, который выполняет команды. Следующий этап – дошкольники учатся работать со стрелками – указателями, пиктограммами, придумывать и составлять и выкладывать алгоритм действий на каждую игровую сказочную ситуацию. Мы используем такие сказки не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей в течении дня. Книги находятся в их доступе и когда у ребенка, или у нескольких детей возникает интерес и желание – они берут книги, фигурки героев и, расположившись на столе, «проживают сказочную алгоритмическую жизнь» с героями русских – народных сказок. Это очень хорошая идея дать им возможность самим стать участниками этого занимательного процесса, в котором словесные методы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими. Ребята с желанием и интересом получают необходимые знания. С помощью сказок дети на начальном, допланшетном этапе, овладевают основами алгоритмики, проявляют инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности.