Ольга Королькова
Формирование оценочно-контрольных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
(Краткое изложение проблемы исследования)
Актуальность исследования состоит в том, что теория и логопедическая практика показывают, что одно из ведущих направлений коррекционной работы – это применение детьми оценки и контроля за своими действиями и действиями товарищей.
Умение ребенка осознавать поставленную перед ним задачу, объективно оценивать результат, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять процесс и результат собственной деятельности с заданным образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью – важнейшая предпосылка не только успешной коррекционной работы, но предпосылки умственного развития и общей познавательной активности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Публикация «Формирование оценочно-контрольных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Проблема исследования:
Формирование оценочно – контрольных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости является одним из условий повышения эффективности коррекционной логопедической работы, но как таковая система работы по формированию оценочно – контрольных действий у детей данной категории остается недостаточно разработанной.
Объект исследования – речевая деятельность младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, уровень сформированности оценочно – контрольных действий.
Предмет исследования – процесс формирования оценочно – контрольных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе логопедических занятий.
Принимая во внимание теоретическое и практическое значение проблемы обучения данной категории детей в коррекционной школе, я поставила перед собой ЦЕЛЬ:
Выявить пути формирования оценочно – контрольных действий в процессе логопедических занятий, изучить наиболее эффективные методы и приемы по формированию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости оценочно – контрольных действий.
Задачи исследования:
1. Изучить реальные возможности и средства формирования осознанного отношения к речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, а также возможности данной категории учащихся оценивать и контролировать учебно – речевую деятельность;
2. Выявить критерии и мотивировки оценочно – контрольных действий младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
3. Определить наиболее эффективные условия и способы формирования оценочно – контрольных действий на логопедических занятиях.
4. Разработать систему работы формирования оценочно – контрольных действий в учебно – речевой деятельности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
В соответствии с целью и задачами в течение двух лет с группой учащихся с начала обучения в первом классе и до окончания второго класса проводился констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента явилось: проведение логопедического обследования и изучение оценочно – контрольных действий младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
При составлении схемы логопедического обследования учащихся я руководствовалась методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой,
О. В. Правдиной, Р. Лурия, которые были систематизированы
Н. М. Трубниковой.
Оценочно – контрольные действия тестировались по методике тестирования речевого развития детей без патологии А. М. Богуш. Все критерии оценочно – контрольных действий были повзаимствованы у
А. М. Богуш и адаптированы для детей с речевой патологией при легкой степени умственной отсталости.
Данные констатирующего эксперимента наглядно показали, учащиеся имели значительные речевые отклонения – системное недоразвитие речи средней степени. Результаты обследования оценочно – контрольных действий показали, что у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости очень низкий уровень оценочно –контрольных действий – нулевой проявлялся у большинства учащихся данных групп (70 – 80% учащихся, а самых высоких уровней третьего и четвертого не достигал никто из учащихся.
Данные логопедического обследования и обследования оценочно – контрольных действий подтвердили необходимость проведения коррекционной работы с учащимися с легкой степенью умственной отсталости и формированию у этих учащихся оценочно – контрольных действий. Коррекционная работа должна проводиться в комплексе – коррекция звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой и общей моторики, развития словаря, лексико – грамматических категорий, связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости и формирования у них оценочно – контрольных действий.
Исходными теоретическими и методическими положениями при составлении системы работы по формированию оценочно – контрольных действий стали :
- во-первых, теория Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, поскольку оценка и контроль, без сомнения, являются умственными действиями;
- во-вторых, положение о постепенном переходе от игровой деятельности младших школьников к учебной, поэтому включение оценки и контроля, как компонентов учебной деятельности велось на фоне ведущей для младших школьников – игровой.
- В третьих, формирование связной речи на логопедических занятиях по программе Филичевой, Чиркиной.
Обучающая система по формированию оценочно – контрольных действий включает 5 этапов :
На первом этапе учащиеся получают ориентировочную основу действия оценки и контроля, образец действия, т. е. образец ответа, образец произношения, образец построения предложения, образец рассказа и правильный способ выполнения этого действия. Учащихся обучают звуковому анализу слов, анализу предложений по образцу педагога, учат составлять связные рассказы по готовому плану и сравнивать, соотносить результат с заданным планом.
На втором этапе учащихся обучают внешнему действию оценки и контроля. В основе – материализованное умственное действие в виде схем и фишек.
В системе игр и упражнений предусматривается намеренное допущение ошибок (в словах, усвоенных на занятии) в речи нейтральных персонажей; услышав ошибку, учащийся отмечает на схеме предложения фишкой слово, в котором допущена ошибка, а затем исправляет его. Постепенно увеличивается количество ошибок. На этом этапе проводится работа и на усвоение правильного порядка слов в предложении. Также предлагается работа по формированию оценочно – контрольных действий при восприятии учащимися связного текста с помощью наглядных опор.
На третьем этапе учащихся обучают формулировать словесно само- и взаимооценку выполненных действий. Схемы и фишки, помогающие фиксировать контроль и оценку заменяются проговариванием ошибки вслух и ее фиксированием черточкой на полоске бумаги. Затем анализируются слова, предложения и исправляются ошибки.
На четвертом этапе действия учащегося ограничиваются проговариванием ошибки вслух. Действия осуществляются в речевой форме. Эта форма еще остается внешней и доступна контролю.
На пятом этапе происходит превращение внешней речи во внутреннюю, речь «для себя», «действия по формуле». Это связано с быстрым сокращением речевой оболочки действия. Внешние опоры заменяются планом. План предстоящего рассказа служит одновременно средством и способом обучения учащихся действиям оценки и контроля.
Проводимое в течение двух лет исследование позволяет сделать вывод, что после экспериментального обучения значительно уменьшилось количество учащихся, достигавших всего лишь нулевого уровня (при взаимооценке примерно 20 – 30%, при самооценке примерно 20-30%) и первых уровней развития (взаимооценка примерно 20-30% учащихся, самооценка примерно 20-30% учащихся. При таком обучении учащиеся могли достигать более высоких уровней развития оценочно –контрольных действий – второго (взаимооценка до 70% учащихся, самооценка до 60-70% учащихся, третьего уровня (взаимооценка до 20-40% учащихся, самооценка до 20-40% учащихся, четвертого самого высокого уровня оценочно-контрольных действий также достигали учащиеся (взаимооценка – 10 – 20% учащихся, самооценка – 10 – 20% учащихся, в то время как до обучения самых высших уровней оценочно – контрольных действий – третьего и четвертого никто из учащихся не достигал.
По данным контрольных обследований, значительно уменьшалось количество грамматических ошибок в речи учащихся. Кроме того, в ходе обучения младшие школьники овладели сложными интеллектуальными умениями по составлению плана предстоящего рассказа, научились использовать план в качестве образца, средства для осуществления действий оценки и контроля в ходе речевой деятельности. Последнее играет существенную роль в плане реабилитации школьников с таким диагнозом как умственная отсталость к успешному обучению в школе.