Галина Заботина
Формирование образности речи старших дошкольников средствами моделирования на примере пейзажей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, бережное отношение и любовь ко всему прекрасному – одна из главных и трудных задач, решаемых педагогами. Оказать помощь в её решении может изобразительное искусство, в частности – живопись.
Ознакомление с живописью развивает, тренирует, делает более совершенными эмоционально-эстетические и художественные чувства детей. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребёнка, тем ярче и не ординарнее станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.
Публикация «Формирование образности речи старших дошкольников средствами моделирования на примере пейзажей» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах. Воспринимая пейзаж, дети должны увидеть красоту изображенного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому, найти слова для передачи прекрасного.
Анализируя данные диагностики по речевому развитию нашей группы, мы отметили:
У детей недостаточно сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Рассказы детей неполные, бедные по содержанию. В речи используются однообразные языковые средства выразительности.
Мы поставили перед собой цель: Сформировать умение детей составлять описательный рассказ по природному пейзажу. За основу своей работы мы взяли методику Сидорчук Т. А. по составлению рассказов по пейзажам. Рассматривая картины, большое внимание уделяется развитию речи, в частности, росту словарного запаса, овладению сложными речевыми формами, использованию специальных средств языковой выразительности: эпитетов, образных сравнений, метафор и др.
Нами были сформированы следующие задачи :
- Учить детей описывать картину по выявленным признакам.
- Обогатить и активизировать словарь детей образными характеристиками природы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие произведений искусства.
Нами был разработан перспективный план (приложение №1)
Свою работу мы начали со сбора коллекции пейзажей и, изучив материал по этой теме, мы узнали, что бывают пейзажи разных видов и классифицировали их по трё м признакам: времени, рельефу и месту, это нашло отражение в схеме, составленной самими детьми (приложение №2).
Анализируя собранную информацию, выделили средства выразительности, которые использовал художник при создании картины: цветовая гамма, передающая определённое настроение картины, композиция, материал и способы передачи выразительности образа. В процессе целостного художественного восприятия обращали внимание на место и время происходящего на картине, определяли состав картины посредством моделирования. Детям понравилось игровое упражнение «Репортаж», где каждый ребёнок, представляя себя в роли какого-то объекта, давал интервью от его имени.
Затем учили описывать объект на основе возможного восприятия их разными органами чувств. И так как работа велась в тесной взаимосвязи педагога и музыкального руководителя, дети с удовольствием выполняли творческие задания, перенося свои впечатления и чувственные восприятия природы в исполнительную музыкальную деятельность. Так родилась песенка «старого клёна», «маленькой ёлочки», «задорной сороки» и т. д.
Определяя колорит картины, провели эксперимент: рассматривали пейзаж через очки с цветными стёклами, наблюдая, как от цвета меняется восприятие пейзажа.
Упорядочивая знания детей о пейзаже, составили модель составления рассказа по картине, которая включает:
• Название картины
• Автор
• Жанр живописи
• Место действия
• Объекты
• Время действия
• Возможные запахи, звуки, ощущения
• Настроение картины
• Колорит
• Твоё название картины
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что при наличии алгоритма рассказа детям гораздо легче составлять описательные рассказы по пейзажам.
Мы добились следующих результатов:
Дети обосновывают особенности жанра, называя его отличительные признаки.
Рассказ получается полным, связанным, логически завершённым.
Отмечается наличие метафор, сравнений, умение детей выражать своё отношение к картинам природы.
Сформирован устойчивый интерес детей к произведениям искусства.
Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза – зорче.
Примеры рассказов детей по природным пейзажам.
Рассказ по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
-Картина называется «Золотая осень», а написал её Исаак Ильич Левитан. К этой картине я бы подобрала музыку Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня». Мелодия передаёт осеннее настроение, очаровывает своей напевностью и красотой. Это – пейзаж, потому что художник изобразил природу. Время года – осень. На деревьях разноцветные листочки, но они скоро опадут и мягким ковром покроют землю. На картине мы видим опушку леса. Берёзки стоят близко друг к другу, как будто водят хоровод русские красавицы. Мы видим речку, убегающую вдаль. На берегу речки стоит одинокая берёзка, она как бы отбилась от своих подружек. А рядом растут красавцы дубы, похожие на молодых весёлых парней. Вдали виднеется деревня, рядом с ней зеленеют поля.
На картине - ясный солнечный день. От деревьев падают тени, солнечные зайчики прыгают по земле. Если бы мы очутились в картине, то почувствовали бы, как пахнет земля, услышали бы шум ветра в ветках деревьев.
Настроение от картины весёлое. Художник использовал светлые прозрачные краски. Ещё недавно лес был одет в зелёный наряд, река была чистая и прозрачная. Скоро с деревьев опадут листочки, замёрзнет река, всё покроется снежным одеялом.
Я бы назвала картину «Осенняя фантазия». Рита Х.
Рассказ по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
- Картина называется «Золотая осень», а написал ее Илья Семенович Остроухов. Я думаю, к этой картине подходит музыка Вивальди «Осень».
Это пейзаж, потому что на картине изображена природа.
Здесь мы видим осенний лес. На переднем плане – 2 клена. Они раскинули свои ветви в стороны и издали похожи на могучих богатырей. Рядом старое кривое дерево, похоже, что оно скоро упадет. На нем сидит сорока и всматривается вдаль, она сторожит тишину леса. Деревья еще не сбросили листву и стоят в золотом убранстве. Солнце позолотило кленовые листья, и они горят пламенным огнем. Трава в лесу разноцветная, будто художник смешал на палитре все свои краски. Сквозь ветви деревьев просвечивает сероватое небо, похожее по цвету на бабушкины седые волосы. Попав в этот лес, я чувствую свежий запах деревьев, запах прелой травы. Слышу, как сорока задорно поет свою песенку, шелест веточек от тепло ветерка.
Художник написал картину в светлых тонах, используя теплые краски. Разнообразными оттенками желтого цвета, которые преобладают в картине, он выразил свое отношение к осеннему пейзажу.
У меня картина вызывает радостное настроение: еще стоят теплые дни, кленовые веточки будто играют с солнечными лучиками, а опавшие листья похожи на полевые цветы. Я бы эту картину назвала «Осень в лесу». Арина С.