Корлан Байдаулетова
Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Байдаулетов Корлан Серикбаевна,
воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №112»
Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей
Цель, которую мы ставим в работе перед собой, приобщать детей к уникальной духовной культуре русского народа, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, формировать интерес к историям традиции русского народа.
Публикация «Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей» размещена в разделах
Задачи: воспитание у детей любовь к родному краю и его истории, чувства патриотизма через возрождение и сохранение богатого опыта русских традиции.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Народная культура содержит богатый воспитательный потенциал: традиции и обычаи наших предков, которые передаются из поколения в поколение. Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает».
Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что «воспитание, лишённое народных корней, - бессильно»1.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.
У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.
«Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование».2
И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их и восстановить, воскресить для новой жизни.
Одним из таких обычаев были проведение праздников. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. И как отметила Т. А. Шорыгина «Праздники в культуре каждого народа неразрывно связаны с его историей. Знакомясь с историей отдельного праздника, ребёнок невольно начинает познавать историю своей страны»3.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. И мы педагоги как никогда сейчас понимаем, что наши праздники, которые мы проводим в саду, вернулись к нам из далёких времён, они и тогда и сейчас воспитывают детей приучая их добру, долготерпению, справедливости, к красоте. И отрадно знать, что ныне мы всем сердцем и душой рады, что праздники народные вернулись в нашу современную жизнь. Встречая весну, проводим масленичные гулянья, где дети лихо отплясывают и «Кадриль» или «Смоленский гусачок». А какие игры старинные возродились на наших праздниках! Это и «Бой с подушками», и «Катание на каруселях», и хороводы старинные, и «Петушиный бой», и «Перетягивание каната».
Особой задачей нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности к русской, к русским традициям и обычаям. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков.
Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, как умение верно сохранять традиции и обычаи русского народа. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время. Воспитывая в детях чувство бережного отношения к памяти предков, мы тем самым воспитываем чувства патриотизма, чувства гордости за свой край, за свой город, за село в котором мы живём.
Много праздников мы проводим с детьми и среди них празднование Дня Победы стало тоже традицией в нашем саду, как и во всех дошкольных учреждениях. К 70-летию Победы мы показали с детьми открытое мероприятие. Дети только пришли в старшую группу. Большинство детей пятилетнего возраста. И мы с сентября месяца по крупинке, шаг за шагом, начиная с самого начала (это обстановка в мире перед тем как началась вторая мировая война) старались объяснить, почему Гитлер хотел завоевать весь мир, в том числе нашу страну. Конечно, это мы делали доступным современным методом (ИКТ, это и кинохроники, это и отрывки из советских фильмов о войне, это и картинки, это и старые фотографии. С кинохроники дети видели, как были одеты дети военного времени, что они ели. Это были наши прабабушки и прадедушки. Все от мала до велика, добывали победу.
На протяжении четырёх лет мы знакомим детей, посещающих нашу группу, с особенностями русского народного костюма, а так же с народными костюмами других национальностей. И в последствии, в старшей, подготовительной группе, им самим предстоит выступать в колоритно расшитых костюмах перед родителями на утренниках и на конкурсах художественной самодеятельности наряду с другими дошкольными учреждениями. Так, воспитанницы нашей группы с танцем «Русский хоровод» выступили на сцене Дома творчества Кировского административного округа.
И на занятиях, и во время беседы мы рассказываем детям о том, как русский народ бережно, с трепетом относится к своим старинным хороводам, какие напевные, красивые песни поют при этом девушки. Прививая любовь к древним традициям русского народа, мы сами проникаемся любовью к красоте родного края, и детей ведём за собой увидеть это буйство красок родной природы, ведь хороводы всегда велись на лоне природы. И каждый понимает и принимает красоту души русского народа и надеемся, что в дальнейшем пронесёт эту любовь через всю жизнь. Приобщая детей к русским народным традициям, в ДОУ часто проводим различные посиделки. На посиделках дети, как и бабушки-хозяюшки (воспитатели) приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Бабушка-хозяйка, рассказывая о предметах быта – старинных русских самоварах или о расписной скатерти, вышитых рукодельницами, или о станках, на которых ткали ковры, приобщает детей к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили.
А мы в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы подрастающее поколение сохранило и приумножило национальные культурные ценности, которые нам достались от наших отцов и дедов.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Н. Кончаловская