Тимошенко Ксения
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных проблем дошкольного образования в соответствии с современными образовательными стандартами – это воспитание у дошкольников основ патриотизма, гражданственности, исторических и культурных ценностей родной страны. Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становление личности, формируются основные нравственные качества ребенка. Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
По определению С. А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [20].
В детском саду патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и патриотического поведения.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать ее, уважение обычаев культуры других стран и народов.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления, эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте, когнитивный – обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию, поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому и настоящему.
Особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы) делают нравственно-патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений образовательно-воспитательной работы в ДОО.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие у детей интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, на формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Не менее важна педагогическая деятельность, направленная на обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, на воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, на воспитание у детей уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания. Исходя из этого, основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются : формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Итак, в содержание патриотического воспитания входят такие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, своей малой родины; проявление познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей Родины, к традициям и обычаям своего народа; чувство национального достоинства; активная творческая деятельность на благо Отечества.