Фахриева Алена Аркадьевна
Формирование номинативного словаря у старших дошкольников посредством знакомства с историей происхождения предметов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование номинативного словаря у старших дошкольников посредством знакомства с историей происхождения предметов.
Владение хорошим словарным запасом составляет основу речевого развития, потому что слово является важнейшей единицей языка. Слово хранит в себе суть содержания общения. Для того чтобы владеть свободной устной или письменной речью, необходимо иметь довольно широкий словарный запас.
Л. Г. Лисицкая дала такое определение словарному запасу: «Словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека».
Слово - фундаментальная единица языка. Оно является «главным» для всех компонентов языка – фонетики (потому что состоит из звуков речи, лексики (потому как обозначает какое-то явление действительности, т. e. несёт в себе смысл, грамматики. B речи слово живёт в определенном значении и соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «пустые слова», без их смысловой, фонетической и грамматической формы невозможно.
Наряду с атрибутивным и предикативным (глагольным) словарями, существует такой вид словаря, как номинативный словарь.
В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой «номинативный словарь» – это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
Понятие «номинативный словарь современного русского языка» в лингвистической науке последних десятилетий находится в постоянном развитии, как в плане его величины, так и в плане содержания.
Данное понятие в восьмидесятых годах пришло на смену более узкому понятию «словарный состав языка» и его терминологическим синонимам: «лексический состав», «лексическая система».
Наличие номинативного аспекта (функции) стали признавать за т. н. свободными словосочетаниями (В. А. Никитевич) и даже за предложениями (Н. Д. Арутюнова, в рамки номинативного состава языка были введены некоторые составные единицы, поэтому данное понятие решили расширить.
Как пишет B. Н. Телия, «всю совокупность единиц, обладающих номинативной функцией, т. e. служащих для называния вычлененных языковым сознанием из внеязыкового континуума отдельных его фрагментов, соответствующих «видению мира» данной лингвокультурной общностью принято понимать, как номинативный состав языка».
В. Н. Телия различает классические и неклассические номинативные единицы, относя к первым полнозначные (знаменательные) слова, a ко вторым – комбинации слов (полнозначных или служебных).
При модернизации общей модели, можно сказать, что современный русский язык имеет полевую структуру. Основу номинативного состава образуют единицы, выполняющие ничем не осложненную номинативную функцию.
К ним относятся слова и в том числе синлексы (термин Г. И. Климовской, функционально равные слову– устоявшиеся единицы языка, но никак не имеющие равноценность в собственно словной части номинативного состава.
Периферия номинативного состава языка включает в себя единицы, «в которых номинативная функция осложняется эмотивной или чисто интеллектуальной (ментальной) экспрессией, различными культурными коннотациями, a также более или менее жесткой прикрепленностью к тому или иному стилю языка».
Рассмотрим следующие составляющие номинативного словаря.
Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое значение.
Каждое из них передает свои оттенки и благодаря их наличию можно употреблять в разных случаях более подходящие слова, чтобы избежать тавтологии. Словарь синонимов — это настольная книга не только любого писателя, публициста, журналиста, но и обычного школьника.
Термин пришел к нам из Древней Греции, как и многие другие в русском языке. Дословно он переводится как «одноименность».
Все синонимы, как правило, относятся к одной части речи. То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами, определения определениями и так далее.
Причиной появления в языке множества синонимов называют видоизменение (устаревание) некоторых слов, а также наличие в русском языке множества диалектов (что такое диалектизмы, которые тоже вносят свое разнообразие.
Слова-синонимы с одинаковым лексическим значением образуют так называемые ряды. Некоторые слова могут включаться в различные ряды. Все их можно найти в современных словарях синонимов.
Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима – «имя». B результате получим значение слова «антоним» - «противоположное имя».
Антонимы – это слова одной и той же части речи c противоположным лексическим значением.
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение: хороший – плохой; утро – ночь; молодой – старый.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и тоже качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
С учётом того, что дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса.
Словарный состав работы включает в себя лексику (слова, необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:
бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);
природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка, и он их может наблюдать, явлений природы и т. д.);
социологический словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности, то, что используется в обществе);
эмоционально-оценочную лексику (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т. д.);
лексику, обозначающую пространство, время и количество.
Все названия предметов (номинативные слова, т. e. имена существительные, отвечающие на вопросы, кто? что) подразделяются на группу по смыслу, например, названия одежды, посуды, мебели, овощей, фруктов, деревьев, цветов, птиц. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, лучше всего это проводить в игровой форме, но, не забывать в ходе игры давать правильный образец для словообразования. Например, если ребёнок образует уменьшительную форму от слов стул и мяч, (стульчик и мячик, то, порадовавшись вместе c ним, нужно в конце игры сказать правильные варианты слов.
Итак, в данной работе за основу ключевым понятием выбрано следующее: номинативный словарь – это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
1.2 Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.
В развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – это период очень быстрого обогащения словаря, объем которого зависит от условий жизни и воспитания. В исследованиях М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной указано, что к 5 годам количество слов доходит до 2000-2500. За 6 - 7 лет объем активной лексики ребенка достигает 3500 - 4000 слов.
Волкова Г. А. пишет, что к старшему дошкольному возрасту должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».
Особенно быстро в словаре дошкольников идет увеличение числа глаголов и существительных, а количество прилагательных, используемых в речи детей, растет медленнее. Это объясняется как условиями воспитания (факт заключается в том, что взрослые обычно уделяют мало внимания знакомству дошкольников с качествами и признаками предметов,так и характером прилагательного как довольно абстрактной частью речи.
Состав детского словаря отражает диапазон его потребностей и интересов.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
По описанию Е. Ф. Архиповой, качественный состав словарного запаса в старший дошкольный возрастной период развивается следующим образом:
- 5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы («ткань, бумага» и т. д.);
- 6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства («кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее, тяжелый, тяжелее»). Расширяются знания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птицах, формируются видовые и родовые понятия.
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней. Дети старшего дошкольного возраста относятся к четвертой степени обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом.
Дети старшего дошкольного возраста, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная соотнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово, относящееся к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное.
Дети старшего дошкольного возраста называют предметы, которые его окружают. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только усваивает слово «животное», но и может указать на то, что лиса, заяц, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, овца – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие из пассивного запаса переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок старшего дошкольного возраста ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы)– существительные (вход – выход); прилагательные (добрый-злой); наречия (хорошо-плохо); глаголы (говорит – молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть снег? – мягкий, первый, холодный, липкий); наречия к глаголов (Как может говорить человек? – быстро, медленно, тихо, громко); близкие по смыслу слова - синонимы (красивый - симпатичный, веселый - жизнерадостный, страшный – ужасный).Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей старшего дошкольного возраста иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов
Основой для освоения значений слов является функциональный признак предмета. Вот почему, при отсутствии слова, дети часто прибегают к интерпретациям с указанием цели предметов: футляр - «очечник», «очкуха»; автомобиль - «кататься»; мебель - «спать там»; сидеть - «садиться» и т. д. И даже обобщая слова, в которых фиксируется общая функциональная особенность предметов, дети усваивают раньше других подобных по степени обобщения (обувь - обувать, одежда - одевать, игрушки - играть). Менее усвоенными являются слова, которые обозначают более отдаленные от детей явления. Например, неурядица – «это девочка у которой нет красивого платья»; ракетная пусковая установка – «эта тетя на ракете летит»; последователь - «по следу идет кто-то» .
Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту набирает силу. В речи наряду с употреблением слов с обобщающим значением применяются слова с отвлечённым значением (радость, печаль, храбрость).
У детей растет опыт речевого общения, закрепляются навыки словообразования разными способами: суффиксальным, префиксальным и т. д. Усвоение предметного, глагольного словаря и словаря признаков проходит параллельно с овладением грамматическим строем языка. Уже в три года дети употребляют винительный падеж с предлогом «под», родительный падеж с предлогами «через», «без», «для», «после». От трех до четырех лет усваивается родительный падеж с предлогом «по» для образования предела, с предлогом «вместо». К пяти годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка.
Дети, употребляя новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Достаточно свободно пользуются согласованием числительных и существительных. Характерным для нормы является то, сто в случае неправильного употребления грамматической формы достаточно небольшого обучающего момента (дать правильный образец, и ребенок произносит нормативную грамматическую форму.
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются действия и механизмом словообразования. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языкового обобщения, с явление генерализации, со становление системы словообразования.
1.3 Ознакомление с предметным миром и историей происхождения предметов.
Полноценное развитие речи во многом зависит от специфики предметной среды, в которой растет ребенок, условий его воспитания, личностных особенностей родителей и ребенка. Предметная среда — это все предметы, которые его окружают. Сначала ребенок усваивает их из ближайшего окружения (игрушки, посуда, мебель, средства гигиены, бытовые приборы). Он активно познает предметный мир, узнает его качества, свойства, назначения предметов, способы действия с ними. Выполняя разнообразные практические действия с предметами, ребенок усваивает соответствующую лексику, постигает грамматические связи и постепенно включает лексико-грамматические конструкции в самостоятельные высказывания. Таким образом, возрастает речевая активность и улучшаются качественные характеристики детской речи.
Постепенно ребенок знакомится с предметами, которые выходят за рамки его повседневной жизни. В процессе обучения он начинает сравнивать предметы сначала по одному-двум, затем сразу по нескольким признакам, классифицировать и группировать их. В связи с чем происходят быстрое усвоение слов с обобщающим значением, усложнение грамматического оформления высказываний за счет использования сложных синтаксических конструкций. Таким образом, речь развивается на основе ознакомления с предметным миром.
Непосредственное обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста происходит путем формирования у него элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений о предметном мире, который является не только источником познания, но и всестороннего развития — умственного, эмоционального, нравственного, эстетического. Развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память и речь.
Предметный мир представляет собой сложную иерархически организованную систему, в ней выделяются следующие разделы ознакомления дошкольников с ним:
- игрушки, игры;
- одежда, обувь, головные уборы;
- дом, мебель, посуда;
- транспорт;
- школьные принадлежности;
- виды связи;
- средства гигиены, постельные принадлежности;
- еда;
- бытовые приборы, инструменты.
Ознакомление дошкольников с предметным миром предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач:
- формирование первоначальных реалистических представлений о некоторых предметах окружающего мира:
- бытовых предметах и их названиях, овладение разнообразными способами их использования;
- выделение частей предметов, наиболее значимых отличительных признаков и качеств в ходе разнообразных способов обследования;
- сравнение, группировка и классификация по функциональному назначению и значимым признакам;
- поддержание интереса и вызов эмоционального отношения к различным объектам предметного мира;
- формирование элементарных трудовых навыков по уходу за предметами окружающего быта (складывать игрушки, аккуратно ставить обувь на место, вытереть пыль с подоконника и т. д.).
В процессе ознакомления с предметным миром дети должны научиться:
- выделять объекты предметного мира;
- вести целенаправленное наблюдение за изучаемыми его объектами;
- элементарно анализировать субъект-предметные отношения окружающего мира, давать им эмоциональную оценку;
- сравнивать предметы окружающего мира по заданному плану;
- устанавливать с помощью педагога простейшие причинно- следственные связи наблюдаемых явлений;
- словесно определять основные признаки предметов и уметь их использовать в речи;
- группировать и классифицировать предметы по существенным признакам, уметь называть группу предметов обобщающим словом;
- проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, бережно относиться к предметам, сделанным руками человека;
- выражать эмоционально положительное отношение к предметам окружающего мира с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Согласно темы данной выпускной квалификационной работы рассмотрим особенности ознакомления с предметным миром в период старшего дошкольного возраста, которые выступают целевым ориентиром для взрослых в образовательно-воспитательной деятельности.
Старший дошкольный возраст характеризуется умением называть самые разнообразные предметы, объяснять назначение как знакомых, так и незнакомых вещей на основе воображения. У детей появляется интерес к предметам, облегчающим труд человека в быту и обеспечивающим комфортную жизнь (стиральная машина, электродрель, настольная лампа и т. д.). С помощью взрослого ребенок может рассказать о том, как создан определенный предмет руками человека («Откуда взялся хлеб?»).
У детей при целенаправленном обучении формируются разнообразные способы обследования предметов. На основе сравнения ребенок учится находить пары предметов, группировать и классифицировать их по заданному признаку (посуда фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Развивается умение самостоятельно определять качество и материал, из которого изготовлен предмет.
Он дифференцирует предметы по твердости — мягкости, прочности — хрупкости, блеску, звонкости.
В речи появляются простейшие самостоятельные описания предметов. Он придумывает загадки о знакомых предметах, руководствуясь образцами из речи взрослых и устного народного творчества. Ребенок не только понимает, но и самостоятельно использует сравнительные обороты (легкий, как пушинка). Усложняется не только лексическая, но и грамматическая структура речевого высказывания.
Исторический опыт ребенка – итог познавательного и духовно-практического освоения предметного мира в динамике его временного становления. Работа в этом направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний из истории предметов.
В исследовании О. В. Дыбиной отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; перегружать детей сложной исторической информацией; сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.
Целью должно служить формирование у детей познавательного интереса, интеллектуально-творческое развитие ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом обществе. И в первую очередь должно воспитываться в ребенке гуманистическое начало.
Также необходимо подчеркнуть, что процесс ознакомления с прошлым предметного мира – это активный процесс. Ссылаясь на А. Н. Леонтьева, следует отметить: чтобы овладеть предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним такую деятельность, «которая как бы воспроизводит в себе существенные черты деятельности, воплощенной, кумуллированной в данном предмете» .
Предметом исторических знаний является прошлое в его конкретности и неповторимости; прошлое людей и культуры в их естественном и социальном развитии (человек – природа – общество). Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:
1) знания об истории возникновения и развития каких-либо объектов материальной действительности;
2) знания об истории познания человеком этих объектов.
Детям дошкольного (старшего дошкольного) возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования.
Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее, своих ценностных ориентаций.
Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования:
- придает педагогическому процессу целостность и системность;
- позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии;
- расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка;
- формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир;
- делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления;
- способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.
Эффективность ознакомления детей дошкольного возраста с историей предметного мира определяется рядом условий:
- расширением и углублением представлений о прошлом предметного мира при активной позиции детей в процессе познания;
- формированием познавательного интереса детей к истории создания и преобразования предметов человеком;
- организацией предметно-развивающей среды.
Формирование познавательного интереса рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на познание истории создания и изменения человеком предметного мира.
Основой интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражаемое в положительном, предпочтительном отношении к объекту интереса. В основе любопытства как первичной формы проявления познавательного отношения лежит такое эмоциональное состояние, как удивление. Предметы старины способны вызывать у детей интерес именно благодаря своей неопределенности. Они удивляют своей «необычностью»: восприятие ребенка вступает в конфликт с привычным опытом. Это ведет к стремлению разобраться в противоречии, следовательно, к зарождению познавательного интереса. Кроме этого, эмоционально окрашенные факты о прошлом предметного мира, взволнованный рассказ взрослого вызывает у дошкольника эмоциональный подъем. В этом состоянии их восприятие обострено, и информация запоминается прочнее и на более длительный срок.
Ключевым понятием выбрано следующее: «номинативный словарь» – это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Номинативные слова, т. e. имена существительные, подразделяются на группу по смыслу.
Старший дошкольный возраст - конец периода спонтанного овладения родным языком. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. С другой стороны, семантическое и частично грамматическое развитие речи ребёнка остаётся ещё далеко незавершённым.
Постепенно ребенок знакомится с предметами, которые выходят за рамки его повседневной жизни. В процессе обучения он начинает сравнивать предметы сначала по одному-двум, затем сразу по нескольким признакам, классифицировать и группировать их. В связи с чем происходят быстрое усвоение слов с обобщающим значением, усложнение грамматического оформления высказываний за счет использования сложных синтаксических конструкций. Таким образом, речь развивается на основе ознакомления с предметным миром.