Наталья Николаевна Брусенская
Формирование навыков самоорганизации старших дошкольников посредством технологии «тайм-менеджмент»
▼ Скачать +Заказ
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию приёмов тайм-менеджмента в формировании навыков самоорганизации старших дошкольников.
Задачи:
- формировать представление о технологии «тайм-менеджмент» и возможностях его применения;
- познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами формирования у дошкольников навыков самоорганизации;
- закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике.
Публикация «Формирование навыков самоорганизации старших дошкольников посредством технологии „тайм-менеджмент“» размещена в разделах
Оборудование: песочные часы, круглые заготовки циферблата часов со стрелками из картона, цифры для циферблата от 1 до 24, листы бумаги, клей-карандаш, картинки с режимными моментами.
Ход мастер-класса:
1. Приветствие, эмоциональный настрой на взаимодействие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече и надеюсь на сотрудничество с вами. Если Вы готовы к совместной работе, то прошу подарить мне Ваши улыбки. Спасибо. Тема нашего мастер-класса:
«Формирование навыков самоорганизации старших дошкольников посредством технологии «тайм-менеджмент».
2. Теоретическая часть.
В современном мире большую роль играет самовоспитание и саморазвитие личности. Именно самовоспитание является важным условием совершенствования личности. Многие педагоги прошлого и современности уделяли большое значение самовоспитанию. Так Блонский Павел Петрович писал: «Мы должны воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». Именно поэтому в современном образовании самовоспитанию уделяется значительная роль.
Одной из современных технологий в образовании, является тайм-менеджмент. В тайм-менеджменте самовоспитание имеет первостепенное значение. Без старания и стремления все изменить у самого ребенка результата не добиться. В этом помогут такие приемы самовоспитания как самопринуждение, самоприказ, самовнушение, самоконтроль, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция, самоодобрение, самопоощрение и самонаказание. В тайм-менеджменте можно применить все эти приемы. Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. Это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Тайм-менеджмент – технология, с помощью которой можно распланировать свое время, найти недостаточные ресурсы времени, расставить приоритеты и контролировать выполнение плана. Основанием тайм-менеджмента являются план на день, режим дня и целеполагание. При правильном использовании данной технологии младшие школьники смогут воспитать у себя такие качества, как целеустремленность, организованность, пунктуальность, точность, собранность. В этом детям помогает детский тайм-менеджмент. Для эффективного изучения тайм-менеджмента необходимо стремление ребенка. Именно поэтому начинать обучение и самовоспитание необходимо уже в дошкольном возрасте.
Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей педагогов дошкольного образования, но тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают дети в детском саду в настоящее время, уже недостаточно. Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Задача тайм-менеджмента не сводится лишь к обучению приемам планирования и организации деятельности. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы. Кроме этого, актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Человек-проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента.
Современный субъект жизни должен обладать способностью, организовать собственную жизнь. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить его. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит вневременных границ. С точки зрения федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальность темы заключается в том, что формирование навыков самоорганизации лежит в основе подготовки дошкольника к обучению в школе. Поэтому исследование процесса становления умения оперировать своим временем, берущее начало в представлениях о времени, является актуальным.
3. Практическая часть.
Задание «Часовая мастерская»
Цель: формирование представлений детей о принципе работы и назначении часов в жизни человека.
Для ребенка заготовлены два макета циферблата часов со стрелками. Первый макет – циферблат с цифрами от 0 до 12. Второй макет – циферблат с цифрами от 12 до 24. Ребенку предлагается выложить по кругу числовой ряд и приклеить его на циферблат.
Задание «Успей вовремя»
Цель: формирование чувства времени и развитие навыка выполнения задания за ограниченный отрезок времени.
Ребенку предлагается индивидуальная картинка-пазл с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь). Детям необходимо подобрать к данной картинке-пазл соответствующие режимные моменты. Детям уточняется задание – выполнить действия за одну минуту, ориентируясь на песочные часы.
Задание «Планирование выходного дня»
Цель: ознакомление детей с технологией моделирования режима и планирования дня.
Перед ребенком раскладываются маленькие картинки с изображением спектра дел. Ребенок выбирает картинки и выкладывает их перед собой. Педагог обсуждает с ребенком выбор. На лист бумаги формата А4 ребенок приклеивает те картинки с режимными моментами, которые ему необходимы для планирования своего выходного дня
4. Моделироание.
Задание:
1. Определите, к какой ОД относятся данные задачи.
2. Определите местоположение технологий «тайм-менеджмента», которые могли бы использоваться в данной ОД.
3. Сделайте выводы.
1 блок:
Задачи:
- формировать пространственные и временные отношения: последовательность дней недели и времен года;
- упражнять в количественном и порядковом счете;
- развитие интересов детей, любознательности;
- развитие воображения и творческой активности;
- развивать умение мыслить, рассуждать;
-формирование первичных представлений о себе и о других людях, объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях.
2 блок:
Задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
5. Рефлексия.
Упражнение «Закончи фразу»
• Я узнала…
• Меня удивило….
• Работая в группе …
• Сегодня я решила ….
• Я поняла, что …
• Теперь я могу …
В завершении мастер-класса я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу и
Желаю всем, чтоб дети в вашей группе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!