Зайцева Анастасия Алексеевна
Практикум для педагогов «Формирование навыков позитивного общения у дошкольников со взрослыми и сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у дошкольников.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.
Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.
Публикация «Практикум для педагогов „Формирование навыков позитивного общения у дошкольников со взрослыми и сверстниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основные этикетные нормы — вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность. (Более подробно написано в памятке)
Конечно, не только мы отвечаем за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.
Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.
У вдумчивого воспитателя, ищущего мотивы тех или иных детских поступков, тысяча почему. Почему в одном малыше уживаются ласковость к маме и жестокость к сверстникам? Почему другой в детском саду главный помощник и опора воспитателя, а дома родители не могут уговорить его выполнить элементарное? Ответы на эти и другие вопросы — плод кропотливых наблюдений и глубокого анализа.
Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.
Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?
Одна из главных заповедей, которая поможет воспитателю создать теплую семейную атмосферу, заключается в том, что
1. к детям необходимо обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.
2. к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму. Примером тому могут служить родительские директивы (консультация «Влияние родительских установок на развитие детей).
3. четкое знание возрастных особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться. Чаще всего негативные проявления в поведении малыша двух-трех лет вызваны простым незнанием правил и норм. Поэтому детям этого возраста лучше прямо подсказать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Малыши требуют от взрослого особой чуткости и заинтересованности. Им важно, чтобы их поддержали, проявили терпение, им просто необходимо чувство защищенности. В работе с ними наиболее эффективны прямые методы воздействия — указание, напоминание. Истины, кажущиеся взрослому прописными, требуют глубокого осознания малышом.
4. Ласка и бережное отношение необходимы, конечно, и более старшим детям. Но в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. Кроме того, участие взрослого нужно им как дружеское, а не родительское. У каждого, даже самого балованного (с точки зрения взрослого) шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.
Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенку постоянно говорят, что он плохой, балованный и т. д., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение становится для него стереотипным, т. е. характерным. И тогда ни один великий педагог не сможет исправить ситуацию.
Воспитатели, желающих применить к таким детям силовые меры воздействия в виде морального давления, имейте в виду — действие вызывает противодействие.
Как избежать этого?
• Обратитесь к лучшим чертам ребенка,
• сделайте акцент на его позитивных качествах,
• вселите в малыша уверенность в том, что его уважают и ценят, а его успехи видят. И если хорошие поступки требуют прямого поощрения, будь то словесное одобрение или поддерживающее прикосновение, то порицание лучше производить косвенно.
(Например, не ругаем перед всей группой, а обсуждаем поступок в группе детей без указания конкретного шалуна. Можете сослаться на свои наблюдения за поведением детей в другом детском саду или на улице.)
Помните, что успешно руководить детским коллективом без замечаний невозможно. Важно, как они произносятся, с какой интонацией, какие чувства вызывают — чувство стыда за свой поступок или обиды, задевающей самолюбие. Регулировать такое высказывание может только уверенность ребенка в справедливости педагога. А справедливость предполагает единство требований, независимо от социального статуса и индивидуальных особенностей.
Ваша душевная чуткость должна подсказать вам, что именно чувствует ребенок в данный конкретный момент. Постарайтесь бережно отнестись к его душевному настрою, а по возможности и помогите ему поднять настроение.
Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться по 2 направлениям:
1. Развитие представлений о нравственных нормах поведения
2. Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.
Анализ работы дошкольных учреждений показал, что, всё - таки, в нашей работе преобладает первое направление. А если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые ЗУНы без эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не способствуют воспитанию нравственного поведения.
Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей навыков коллективизма.
Ваши фразы – помощники:
• Толя поиграл с машиной и отдал Вове. Молодец! (говорится при всех)
• Хорошо играл, никому не мешал
• Предложи Лине игрушку, пусть поиграет вместе с тобой.
• Пригласи Артёма и Мишу, вместе посмотрите книгу:
• Сядьте рядом со мной, а я расскажу Для Саши, Марины и тебя интересную сказку.
Очень важно помогать детям устанавливать контакты друг с другом без криков, без ссор.
Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем, разбираемся кто прав, кто виноват).
Что мы делаем, когда замечаем, что ребёнок жадничает (говорим тогда не приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать навык позитивного общения у ребёнка?
В отработке этих проблем вам поможет кукольный театр.
С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда вы начнёте это делать, дети и так подтянутся к вам).
Проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения :
Куклы подрались из – за машинки;
Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть (остальные дети должны постараться уговорить её)
Одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет (остальные защищаются)
Одна из кукол не хочет делиться игрушками
Одна из кукол не хочет ходить в детский сад (остальные перечисляют, что в детском саду хорошего и интересного).
Или любая проблемная ситуация, которая произошла в вашей группе.
Ролевые игры.
• Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться)
• Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание)
• Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
• Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?
Игры и упражнения.
Представить картотеку.
Заключение.
Самый страшный враг для детей – это скука и бездеятельность.
Нельзя заявлять детям, что занятие окончено – идите играть.
В дошкольном воспитании процесс воспитания и образования является непрерывным.
Постарайтесь создавать такие ситуации, в которых полученные детьми знания будут отражены и закреплены ими в свободной деятельности.
Так как повседневное свободное общение детей является практической школой, в которой происходит процесс перехода знаний в умении и навыки.
И не последнюю роль в том, какие навыки общения у ребёнка будут преобладать, зависит от нас с вами. Так что удачи вам, в вашем нелёгком, но интересном труде.
Список литературы
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 272 с.
2. Монина Г. Б., Лютова – Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб. : Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
3. Широкова Г. А. «Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей»