Наталья Анатольевна
Формирование навыков письма в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков письма в онтогенезе
Рассмотрение процесса формирования навыков письма в онтогенезе базируется на ключевых подходах к изучению в целом теоретических аспектов развития речи детей. М. М. Безруких определяет речь как «один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива». Под речью авторы понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Публикация «Формирование навыков письма в онтогенезе» размещена в разделах
Фундаментальные теоретические исследования детской речи проводятся в трех основных направлениях, обозначенных как:
1. Психолингвистическое направление изучения детской речи.
В качестве основных исследовательских проблем психолингвистики выступают понимание и продуцирование речи, усвоение родного языка ребенком. Большое значение для изучения детской речи имели грамматика Н. Хомского, теория семантических составных (Е. Кларк, теория «функционального ядра понятия» (К. Нельсон, теория прототипа (Э. Рош и М. Боверман, что дали возможность по-новому описывать процессы овладения ребенком системой языка, предоставляя внимание функционированию его внутренних механизмов.
2. Изучение детской речи в рамках теории языковой деятельности.
Теория языковой деятельности, разработанная в исследованиях А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Л. Ф. Обуховой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др., представляет собой аналог западной психолингвистики, но имеет более широкую область исследования. Если психолингвистика изучала отношение между языковой системой и лингвистической компетенцией говорящего, не рассматривая внеязыковые явления и социально-культурные факторы, которые влияют на формирование речи, теория языковой деятельности включала в себя как коммуникативные, так и некоммуникативные проявления языкового поведения (Я. Пруша) и имела тенденцию к комплексному изучению речевой деятельности ребенка.
3. Когнитивное направление изучения детской речи.
Когнитивная революция, которая состоялась в середине ХХ ст., а именно развитие наук и технологий познания (Ф. Варела) : эпистемологии, лингвистики, нейронаук, когнитивной психологии и изучение искусственного интеллекта, имеет самое непосредственное влияние на исследование детской речи. Речевое развитие ребенка рассматривается не само по себе, а в тесной взаимосвязи с развитием общих когнитивных способностей ребенка.
Исследователи выделяют пять компонентов речевого развития: сформированность звуковой стороны речи, развитие фонематических процессов, усвоение слоговой структуры слова, развитие связной речи. Речевое развитие ребенка дошкольного возраста на каждом возрастном этапе имеет свои закономерности, учет которых позволяет целенаправленно в комплексе развивать все стороны речи ребенка, стимулировать его активную речь.
Базируясь на понимании речи как одной из сложных высших психических функций человека, письмо определяется как психическая функция человека, реализуемая при совместной работе разных зoн мозга и является сложной психoфизиологической системой.
Изучение основ формирования навыков письма в онтогенезе основывается на следующих теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия:
- письмо является видом речевой деятельности со всеми присущими деятельности структурными компонентами;
- письмо как деятельность имеет системный характер организации;
- формирование письменной деятельности происходит в более широкой учебной деятельности школьников.
Выделенные подсистемы различны по своей организации, строению и занимают разные уровни иерархии в психической деятельности. Одни из них (сенсомоторные) относятся к элементарным, другие (лингвистические) – к высшим психическим функциям. Но их совместная деятельность является основой целостного процесса письма. Сформированность собственно языковых компонентов речи, зрительно пространственная ориентировка, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т. д. составляют функциональную базу письма.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т. к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного. Сформированность перечисленных психических процессов в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения всеми школьными навыками, в том числе и навыком письма.
У детей, овладевающих письмом, этот процесс осуществляется на произвольном уровне. По мере освоения письма, происходит не только объединение и автоматизация операций процесса письма, но и меняется его психологическое содержание. «Техника» письма (операциональная сторона) отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь как высшая ступень речевого развития.
Исследователи Т. Г. Визель отмечает, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Ребенок в онтогенезе усваивает закономерности языка «. на основе частичного анализа речи взрослых и на основе врожденных познавательных тенденций детского ума».
Н. Ф. Гусакова подчеркивает, что структура письма (рассмотренная нами в п. 1.1.) обуславливает тот факт, что предпосылки формирования и развития письменной речи закладываются у ребенка с рождения (на фонетическом и лексическом уровне, навыки письма активно развиваются в младшем школьном возрасте и усовершенствуются на протяжении всех последующих лет обучения. В процессе школьного обучения ребенок должен овладеть системой русского письма, которая с лингвистической точки зрения определяется четырьмя основными факторами: буквенно-звуковым (фонемографическим) типом; наличием алфавита как упорядоченной совокупности букв; графикой, определяющей приемы использования букв безотносительно к конкретным словам - с учетом лишь самих звуков и их окружения (главным образом в сильных позициях); орфографией, дающей правила написания конкретных слов и их форм (в части обозначения звуков слабых позиций).
При исследовании письменной речи, в частности, при изучении готовности к овладению навыкам письма, необходимо учитывать несколько аспектов данной проблемы. Письменная речь, прежде всего, относится к языковым явлениям. Вследствие этого необходимо учитывать факторы, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций; необходимо различать как психологические, так и физиологические аспекты; учитывать не только учение о психических операциях, но и психофизиологическую структуру каждой операции в отдельности, особенностях речевого развития. Также ключевым аспектом выступает то, что готовность к обучению письму включает сформированность устной речи, фонетико-фонематического восприятия; зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти; моторных функций и сложно координированных графических движений; интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
Формирование письменной речи требует наличия определенной базы или предпосылок. Т. В. Ахутина акцентирует внимание на том, что существует пять психологических предпосылок формирования письма как вида деятельности: сформированность (сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности; формирование (сохранность) разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений; сформированность двигательной сферы; формирование у детей абстрактных способов деятельности; сформированность общего поведения - регуляции, саморегуляции.
В понятие психологической готовности к обучению письму входит и лингвистическая готовность ребенка к овладению новым и наиболее сложным видом деятельности. Для того, чтобы осознанно выполнять языковые операции у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Его словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должны соответствовать возрастным нормам.
Письменная речь, как указывает А. Р. Лурия, имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру, чем устная, которая формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым и постепенно становится самостоятельной формой устного речевого общения. Если устная речь возникает у ребенка на 2-м году жизни, то письмо формируется только на 6-7-м году. В то время как устная речь возникает непосредственно в процессе общения со взрослыми, письменная речь формируется только в процессе регулярного осознанного обучения.
Развитие письменной речи в онтогенезе непосредственно обусловлено онтогенезом речевого развития. А. Н. Леонтьев выделяет 4 этапа в становлении речи детей: подготовительный – до 1 года; преддошкольный этап первоначального овладения языком – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 7 лет; школьный – от 7 до 17 лет. Указанные этапы не могут иметь четких и строгих границ, поскольку связаны не только с окружающей средой, но и с психической конституцией ребенка, его наследственностью и характером. Соответственно, каждый из них плавно переходит в последующий и может варьировать в рамках индивидуального спектра развития.
Главная особенность развития речи у детей на школьном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение: дети овладевают звуковым анализом, овладевают грамматическими правилами построения высказываний, как результат - совершенствуются грамматика речи, формируются и развиваются навыки письма и чтения; продолжается изучение родного языка. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письму.
Процесс письма, как указывает И. Н. Садовникова, связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя в различных видах письма их роль неодинакова. У ребенка к школьному возрасту морфологически и функционально еще не все участки коры головного мозга развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.
Письменная речь выступает результатом специального обучения, которое начинается с сознательного овладения в письменной форме всеми средствами выражения мысли. Ее предметом на ранних ступенях формирования выступает не столько мысль, которую необходимо выразить, сколько способы и средства графического отображения букв, а затем и слов, которые предметом осознания в устной, монологической или речи диалогической никогда не являлись. Технические операции письма и чтения являются основным предметом интеллектуального анализа и внимания на первом этапе овладения письменной речью : ребенок, который учится писать, сначала не столько оперирует мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Выражение мыслей становится лишь значительно позднее предметом его осознанных действий. Весомое значение имеет операция выделения из звукового потока фонем, их графическое отображение посредством букв, синтез в слове букв, последовательный переход от одного слова к другому. Лишь в процессе автоматизации обозначенных навыков в процессе усвоения письма обозначенные сознательные действия становятся неосознаваемыми операциями.
Таким образом, рассмотрение теоретических аспектов особенностей организации графической и орфографической системы русского языка позволяет рассматривать ее как систему графических знаков и как результат функционирования этой системы (совокупности текстов, записанных с помощью обозначенной системы графических знаков). Письмо представляет собой процесс своеобразного перевода акустического речевого сигнала в оптический. Современное русское письмо относится к алфавитному типу письма и функционирует на основе таких основных принципов: фонетических, морфологический, традиционный.
Письмо – это сложная, системная и произвольная психическая деятельность, которая обеспечивается участием различных структурнофункциональных компонентов многих психических функций. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Основой формирования навыков письма выступает уровень развития устной речевой деятельности, которая закладывается с рождения. Важнейшее значение в oвладении письменной рeчью имеет уровень сформированности всех сторон речи. Нарушения фонематического и лексико-грамматического развития, звукопроизношения отражаются на письме, поскольку графическая речь исторически складывалась на основе звукoвой речи. Формирование предпосылок к овладению письменной речью, дальнейшее овладение письмом на начальном этапе школьного образования и, в дальнейшем, полноценное осуществление этого процесса обеспечиваются большим количеством структурных звеньев, занимающих различные уровни в иерархии психoфизической деятельности, а иx общее функционирование является основой целостного процесса письма.