Лучший педагог года

Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ

Елена Гагарина
Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями устного народного творчества.

Вопрос об обучении выразительному чтению произведений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи обучающихся. Речь обучающихся с интеллектуальной недостаточностью часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других - ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых – резкий, крикливый. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.

Публикация «Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ» размещена в разделах

Несформированность навыка выразительного чтения искажает мысли автора, его отношение к событиям, поступкам героев, неточно передает эмоциональную тональность, присущую произведению.

Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся коррекционной школы в большей степени, чем у обучающихся массовой школы, зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. [1] Поэтому обучение выразительному чтению следует начинать с наиболее простого и доступного для понимания обучающихся содержания учебного материала. Таким учебным материалом являются произведения устного народного творчества.

Доступность понимания читаемого достигается за счет специального отбора жанров произведений. В книгах для чтения 5-9-х классов в I разделе учебника содержатся, как правило, произведения устного народного творчества: небольшие по объему и доступные по сюжету потешки, сказки, басни, пословицы, загадки. В старших классах учебный материал усложняется: к простым формам устного народного творчества добавляются более сложные - былины и баллады. Программа по чтению и развитию речи определяет последовательность отработки навыка выразительного чтения.

В практике используются различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию навыка выразительного чтения у обучающихся среднего и старшего звена специальной (коррекционной) школы VIII вида. Наиболее эффективные из них:

1. Отчетливое произнесение слов, скороговорок, четверостиший для выработки четкой артикуляции, хорошей дикции и правильного дыхания.

2. Хоровое чтение – для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения мелодики и темпа речи учителя.

3. Подражание образцу выразительного чтения.

4. Чтение по ролям, инсценирование. Эти приемы не сложны и эффективны, так как обучающиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.

Для формирования выразительного чтения обучающиеся овладевают умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности. [2] В практике используются специальные упражнения по формированию умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.

1. Родина – мать, умей за нее постоять.

2. Родина – мать, умей за нее постоять.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

4. Родина – мать, умей за нее постоять

На доске записано предложение из заклички-приговорки.

Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко.

Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Кому нужно выглянуть на бревнышко?», а при втором чтении – на вопрос «Что мы просим сделать солнышко?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

Паузы

Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Обучающимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

1. Казнить, / нельзя помиловать!

2. Казнить нельзя, / помиловать!

В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

Интонации, повышение и понижения голоса

Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Упражнения на повышение и понижение тона голоса.

Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

Для обучающихся, испытывающих трудности в обучении, большую сложность представляет выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у обучающихся навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить школьников правильно интонировать слова автора и слова героя, обращая внимания на знаки препинания, т. е. выделять голосом прямую речь.

1. Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.

2. Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.

3. Я спросил: "Что с ним случилось?»

Положительные результаты проведенного с обучающимися эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что использование специальных приёмов обучения выразительному чтению способствует глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению обучающихся.

Используемая литература

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. Пед. институтов/ - М. : Просвещение, 2011.

2. Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М. ,Просвещение,1981.

Публикации по теме:

Формирование навыка беглого и правильного чтения у обучающихся с нарушением интеллекта Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике. Это вызвано её большой практической значимостью. «Нет чтенья,.

Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью Развитие изобразительных умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности с помощью пластичных материалов – одно из важнейших.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью. Тематическая прогулка «Спасаем лето» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Тематическая прогулка «Спасаем лето» Цель: развивать умственные и практические.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: -развитие наблюдательности, внимания, памяти, эмоциональной.

Консультация для родителей «5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка» Консультация на тему «5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка.» Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Организация выразительного чтения художественных произведений детям Организация выразительного чтения художественных произведений детям. 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности 1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие.

Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) Этапы формирования театрализованной игры у дошкольников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). В современном понимании игра – это «форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 15:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гагарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД