Оксана Логинова
Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие изобразительных умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности с помощью пластичных материалов – одно из важнейших направлений работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Особенностью таких детей является: запаздывание в сроках овладения основными видами движений и их скованность, моторная неловкость, недостаточная мышечная сила; слабое развитие, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладоней и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук; недостаточность зрительно-дигательной координации, несформированность самоконтроля выполняемых действий, отсутствие потребность в продуктивном взаимодействии со взрослым, проявляющейся в равнодушии или активном негативизме; недостаточность образного мышления проявляются в слабой способности к оперированию представлениями и созданием новых образов и др.
Публикация «Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Если дети с интеллектуальной недостаточностью получают коррекционную помощь, то к старшему дошкольному возрасту многие из этих особенностей компенсируются достаточно успешно во время совместной деятельности взрослого и детей.
Одним из видов такой совместной деятельности является деятельность в области художественного творчества. На занятиях у детей развивается анализирующее восприятие; обогащается наглядно-образное мышление; формируется устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности; совершенствуются операционно-технические умения; закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной. Дети учатся анализировать реальные объекты, образцы перед изображением; ориентироваться в пространстве листа; учатся приёмам работы с различными материалами. У них формируется умение оценивать свою работу, путём сопоставления их с натурой и образцами, что способствует развитию самоконтроля и умению видеть ошибки. Развивается координация движения обеих рук и зрительно-двигательная координация. У детей развивается потребность в самовыражении средствами продуктивной деятельности : рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом.
Лепка, как один из видов продуктивной творческой деятельности имеет большое значение для обучения, развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Все виды изобразительной деятельности формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного. Лепка даёт первоначальное представление о предмете. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – всё это ясно выражается при изображении предмета посредствам лепки.
На основе восприятия предмета в сознании ребёнка формируется образ. В процессе лепки ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации. Лепка в большей мере, чем рисование а аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что особенно важно для детей с задержкой в развитии. Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое восприятие посредствам точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм.
В процессе лепки есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, стеком, путём налепов или удаления лишнего пластилина. Ребёнок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.
Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. В процессе лепки у детей развиваются навыки аккуратности (работать с засученными рукавами, содержать рабочее место в чистоте и порядке). В лепке ребёнку легче создать образ, чем в рисунке. Лепка способствует развитию ощущений и восприятий, а активное обследование предмета перед лепкой – это эффективный способ организации чувственного опыта детей.
Переходным моментом от создания объёмных форм к изображению предметов на плоскости стала техника – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Эта техника включает в себя все три вида изобразительной деятельности в детском саду. В ней присутствуют элементы лепки, т. к. сначала необходимо слепить именно объёмную деталь изображаемого предмета. От аппликации, то, что детали из пластилина «приклеиваются» на основу. А от рисования – то, что это хоть и полуобъёмное, но изображение на плоскости.
Работа в технике «пластилинография» особо ценна тем, что даёт возможность охватить все виды детской изобразительной деятельности одновременно.
Пластилин относится к пластичным материалам и вполне доступен и удобен для детского творчества. Но это не единственный материал, который можно использовать в работе с детьми.
В настоящее время вновь приобрела большую популярность лепка из теста – тестопластика. Тестопластика не потребует почти никаких материальных затрат, ведь всё что потребуется, это соль, мука и вода. Что совершенно безопасно для детей и легкодоступно. Часто, кроме основных компонентов, добавляют и дополнительные составляющие, такие как крахмал, растительное масло, клей и т. д.
В технике тестопластики особо ценно то, что дети сами могут изготовить будущий материал для лепки. У детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно развита мышечная сила кистей рук, поэтому работа с пластилином вызывает негативную реакцию из-за его твёрдости, то время, как тесто достаточно мягкий и приятный на ощупь материал. Вследствие этого лепить из теста очень интересно и достаточно просто, что особенно важно при работе с детьми с нарушениями в развитии.