Маргарита Гафина
Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №30»
Формирование положительной мотивации у детей к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Выполнил:
Воспитатель
Гафина М. А.
Заволжье 2021
Цель:
-Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
• добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
• воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
Публикация «Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
• развивать навыки управления своим здоровьем;
• формировать культуру питания;
• формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
• популяризация здорового стиля жизни;
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Множество авторов (И. Е. Мельникова, В. С. Быков, В. Г. Каменская и др.) утверждают, что формирование мотивационно-потребностной сферы человека происходит в первые пятнадцать лет его жизни, первая часть которых – наиболее важна для формирования будущих задатков. Однако, для постоянного ведения здорового образа жизни необходимо иметь устойчивую мотивацию. Если взрослые люди способны контролировать себя самостоятельно, то маленькие дети еще не сформировали у себя какую-либо произвольность.
Формирование мотивации в потребности к здоровому образу жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Реализуется работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через образовательную деятельность, режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную и совместную деятельность.
Используются следующие методические приё мы:
рассказы и беседы воспитателя; (Рассказы и беседы следует направить на сообщение детям необходимых сведений о здоровье и здоровый образ жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. (Береги здоровье с молоду. Если хочешь быть здоровым.)
Художественная литература – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Это проверенный способ привлечь внимание дошкольника и настроить его на дальнейшие действия, вызвать у него положительную эмоциональную реакцию. Художественное слово успешно используется как часть непосредственной образовательной деятельности взрослого с ребенком на мотивационном этапе, а также как отдельный метод обучения и воспитания
Формой художественных произведений, которые способны мотивировать ребенка к ведению здорового образа жизни, является речовка. Ее использование тесно связано со спортом и состязаниями, она буквально создана для агитации и мотивации.
Речевка помогает сплотить детей вместе, создать необходимое настроение. Речевки и кричалки представляют собой короткое стихотворение, ритмичное, легко запоминающееся и яркое. Они были весьма популярны в пионерских лагерях во времена Советского Союза, сопровождали детей в их повседневной жизни и были ее неотъемлемой частью. Однако, сейчас речовки используются крайне редко, ограничиваясь спортивными играми и состязаниями.
заучивание стихотворений на тему физического развития и культурно-гигиенических навыков.
моделирование различных ситуаций; (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.)
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов относящиеся к здоровью.
сюжетно-ролевые игры;(Мы спортсмены, Что за чем.)
дидактические игры; (К нам приехал Мойдодыр, Мой день.)
игры—тренинги; (Азбука здоровья, Часы здоровья.)
подвижные игры;(Воевода, Пожарные учения.)
пальчиковая и дыхательная гимнастика;(Шарик, Части тела.)
самомассаж, Выполняя упражнения самомассажа в
игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Предлагаю
выполнить самомассаж биологически активных точек.
Носик, носик! Где ты, носик?
(Провести кулачками по крыльям носа -4 раза)
Лобик, лобик! Где ты, лобик?
(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам -4 раза)
Щечка, щечка! Где ты, щечка?
(Пальцами погладить щеки сверху вниз- 4 раза)
Будет чистенькая дочка,
(Погладить ладонями шею)
Будет чистенький сынок,
(Растереть ладошками уши)
И котенок малышок.
(Потереть ладони друг о друга)
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр
направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка
как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
Используется во всех режимных моментах непосредственно образовательной деятельности.
Например:
Давайте изобразим хитрых, голодных и жадных мышат,
покажем, как они подкрадываются к спящему Леопольду,
как уныло бредут после своих неудавшихся проделок.
Затем изобразим спящего кота, его добродушный
вид, мягкую походку.
гимнастика после сна;
физкультминутки.
Для формирования мотивации к ЗОЖ у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с занятий физической культурой и повторяется 1-2 недели. Однако, допустимы и другие виды двигательной активности. Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура.
Утренняя гимнастика и физкультурные занятия в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Существуют разнообразные формы, виды и организации деятельности, направленные на формирование у детей позитивного поведения, на самоусовершенствование своего тела и духа, сохранение и укрепления собственного здоровья.
1. Личностно-ориентированный подход. В нашей работе применим деятельно-личностный подход в воспитании т. к. человек проявляется и развивается в деятельности. Независимо, в каких направлениях заняты дети, педагоги стимулируют каждого ребёнка на достижение, успех и продвижение вперёд по сравнению со своим предыдущим результатом. Для этого применяем как вербальные методы: Молодец! Я горжусь тобой! Ты радуешь нас! Гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Твоё старание не прошло даром и т. д. так и невербальные: одобрительная улыбка, жест и др. Кроме того, в знак признания привлекаем детей к роли помощника, организатора, поручаем позаниматься с младшими тем, в чём сам преуспел.
2. Максимум оценок и минимум отметок. Оценивать необходимо не только практические умения и навыки, техническую составляющую успехов воспитанников, но и личностные качества, проявленные при подготовке и участии в состязаниях. Главное не сломать, а вселить уверенность, дать почувствовать гордость за себя и за причастность к общекомандному успеху. Ведь каждый ребёнок внёс свою лепту, своё старание в том виде деятельности, в котором он успешен, а может и уникален!
Так же мы в своей работе используем разнообразные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные.
Эти занятия очень ценны и интересны детям.
Нетрадиционные физкультурные занятия.
1. Сюжетное занятие – любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые сюжетом. ;(Страна счастья, Кладоискатели.)
2. Игровое занятие – в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности; (Путешествие по сказкам, Чудо листок.)
3. ООД – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
4. Игровые упражнения - с разнообразными предметами с мелким фитнес оборудованием: мячи малых диаметров, массажные мячи, поролоновые мячи, бусины и т. д.
5. Прогулки-походы;
6. Эстафеты-соревнования.
Одна из нетрадиционных форм работы - занятия с фитболами. Методы и приёмы обучения детей с большими гимнастическими мячами способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Упражнения с мячами развивают у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, вызывают эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
Для развития у детей координации движений используем упражнения на степ - платформах.
Степ-аэробика – это аэробные циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости и оздоровления организма ребенка. Кроме того, такие индивидуальные снаряды, как степы, делают НОД по физической культуре более интересными и насыщенными и доставляют детям большое удовольствие.
Варианты организации ООД степ - аэробикой различны:
• в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера, краткосрочные практические разработки.
• В режимных моментах.
• В индивидуальной работе.
• как часть ООД
• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект
• в показательных выступлениях на праздниках
• как степ-развлечение.
Самый главный результат, достигаемый на занятиях степ - аэробикой, - укрепление нервной, дыхательной, мышечной систем организма.
Используется ещё один нетрадиционный метод «Тропа здоровья» состоящий из различных спортивных импровизационных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактику плоскостопия. Это коврики резиновые и шерстяные, лотки наполненные каштанами, галькой. Всё это способствует более эффективному развитию двигательных навыков и эмоциональному благополучию.
Немаловажную роль отводим закаливающим процедурам. Контрастное закаливание, хождение босиком, обливание ног водой. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Вот поэтому особое место отводим прогулкам. В ненастную погоду практикуем комнатные прогулки - при открытой форточке одетые дети гуляют и играют. А на обычных прогулках устраиваем соревнования, где дети не только двигаются, но и веселятся.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:
Основные мотивы занятия спортом юных спортсменов, на которые следует обратить внимание воспитателю для более успешного мотивирования :
• получение удовольствия;
• повышение мастерства;
• выполнение того, в чем я силен (сильна);
• желание овладеть новыми умениями и навыками;
• приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;
• желание выступать на более высоком уровне;
• возможность посоревноваться;
• обретение новых друзей.
Так же развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через;
спортивные игры;
спортивные досуги, праздники;
подвижные игры на прогулке.
Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы :
дыхательная гимнастика; Приёмы правильного дыхания многократно терпеливо показываем, повторно напоминаем. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.
корректирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, ходить босыми ногами, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе. Всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.
Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, проводим теплые гигиенические процедуры (умывание тёплой водой полоскание рта).
Важным направлением в формирование мотивации у детей ЗОЖ является правильно организованно развивающая предметно пространственная среда, которая должна быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной.
Родители (законные представители) воспитанников активные помощники в приобщении детей к потребности в здоровом образе жизни. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы :
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ.
Дни здоровья, совместные праздники и развлечения.
Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
Изготовление нестандартного физкультурного - оборудования, зимних построек на участке детского сада.
- Выпуски семейных газет «Путь к здоровью».
Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников. Совместные походы и туристические прогулки на природу.
Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья.
Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты. Т. к. процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.