Приложение МААМ

Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Маргарита Гафина
Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №30»

Формирование положительной мотивации у детей к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Выполнил:

Воспитатель

Гафина М. А.

Заволжье 2021

Цель:

-Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

Задачи:

• добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;

• воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

Публикация «Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• развивать навыки управления своим здоровьем;

формировать культуру питания;

формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.

• популяризация здорового стиля жизни;

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Множество авторов (И. Е. Мельникова, В. С. Быков, В. Г. Каменская и др.) утверждают, что формирование мотивационно-потребностной сферы человека происходит в первые пятнадцать лет его жизни, первая часть которых – наиболее важна для формирования будущих задатков. Однако, для постоянного ведения здорового образа жизни необходимо иметь устойчивую мотивацию. Если взрослые люди способны контролировать себя самостоятельно, то маленькие дети еще не сформировали у себя какую-либо произвольность.

Формирование мотивации в потребности к здоровому образу жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Реализуется работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через образовательную деятельность, режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную и совместную деятельность.

Используются следующие методические приё мы:

рассказы и беседы воспитателя; (Рассказы и беседы следует направить на сообщение детям необходимых сведений о здоровье и здоровый образ жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. (Береги здоровье с молоду. Если хочешь быть здоровым.)

Художественная литература – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Это проверенный способ привлечь внимание дошкольника и настроить его на дальнейшие действия, вызвать у него положительную эмоциональную реакцию. Художественное слово успешно используется как часть непосредственной образовательной деятельности взрослого с ребенком на мотивационном этапе, а также как отдельный метод обучения и воспитания

Формой художественных произведений, которые способны мотивировать ребенка к ведению здорового образа жизни, является речовка. Ее использование тесно связано со спортом и состязаниями, она буквально создана для агитации и мотивации.

Речевка помогает сплотить детей вместе, создать необходимое настроение. Речевки и кричалки представляют собой короткое стихотворение, ритмичное, легко запоминающееся и яркое. Они были весьма популярны в пионерских лагерях во времена Советского Союза, сопровождали детей в их повседневной жизни и были ее неотъемлемой частью. Однако, сейчас речовки используются крайне редко, ограничиваясь спортивными играми и состязаниями.

заучивание стихотворений на тему физического развития и культурно-гигиенических навыков.

моделирование различных ситуаций; (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.)

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов относящиеся к здоровью.

сюжетно-ролевые игры;(Мы спортсмены, Что за чем.)

дидактические игры; (К нам приехал Мойдодыр, Мой день.)

игры—тренинги; (Азбука здоровья, Часы здоровья.)

подвижные игры;(Воевода, Пожарные учения.)

пальчиковая и дыхательная гимнастика;(Шарик, Части тела.)

самомассаж, Выполняя упражнения самомассажа в

игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Предлагаю

выполнить самомассаж биологически активных точек.

Носик, носик! Где ты, носик?

(Провести кулачками по крыльям носа -4 раза)

Лобик, лобик! Где ты, лобик?

(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам -4 раза)

Щечка, щечка! Где ты, щечка?

(Пальцами погладить щеки сверху вниз- 4 раза)

Будет чистенькая дочка,

(Погладить ладонями шею)

Будет чистенький сынок,

(Растереть ладошками уши)

И котенок малышок.

(Потереть ладони друг о друга)

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр

направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка

как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

Используется во всех режимных моментах непосредственно образовательной деятельности.

Например:

Давайте изобразим хитрых, голодных и жадных мышат,

покажем, как они подкрадываются к спящему Леопольду,

как уныло бредут после своих неудавшихся проделок.

Затем изобразим спящего кота, его добродушный

вид, мягкую походку.

гимнастика после сна;

физкультминутки.

Для формирования мотивации к ЗОЖ у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с занятий физической культурой и повторяется 1-2 недели. Однако, допустимы и другие виды двигательной активности. Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Существуют разнообразные формы, виды и организации деятельности, направленные на формирование у детей позитивного поведения, на самоусовершенствование своего тела и духа, сохранение и укрепления собственного здоровья.

1. Личностно-ориентированный подход. В нашей работе применим деятельно-личностный подход в воспитании т. к. человек проявляется и развивается в деятельности. Независимо, в каких направлениях заняты дети, педагоги стимулируют каждого ребёнка на достижение, успех и продвижение вперёд по сравнению со своим предыдущим результатом. Для этого применяем как вербальные методы: Молодец! Я горжусь тобой! Ты радуешь нас! Гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Твоё старание не прошло даром и т. д. так и невербальные: одобрительная улыбка, жест и др. Кроме того, в знак признания привлекаем детей к роли помощника, организатора, поручаем позаниматься с младшими тем, в чём сам преуспел.

2. Максимум оценок и минимум отметок. Оценивать необходимо не только практические умения и навыки, техническую составляющую успехов воспитанников, но и личностные качества, проявленные при подготовке и участии в состязаниях. Главное не сломать, а вселить уверенность, дать почувствовать гордость за себя и за причастность к общекомандному успеху. Ведь каждый ребёнок внёс свою лепту, своё старание в том виде деятельности, в котором он успешен, а может и уникален!

Так же мы в своей работе используем разнообразные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные.

Эти занятия очень ценны и интересны детям.

Нетрадиционные физкультурные занятия.

1. Сюжетное занятие – любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые сюжетом. ;(Страна счастья, Кладоискатели.)

2. Игровое занятие – в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности; (Путешествие по сказкам, Чудо листок.)

3. ООД – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

4. Игровые упражнения - с разнообразными предметами с мелким фитнес оборудованием: мячи малых диаметров, массажные мячи, поролоновые мячи, бусины и т. д.

5. Прогулки-походы;

6. Эстафеты-соревнования.

Одна из нетрадиционных форм работы - занятия с фитболами. Методы и приёмы обучения детей с большими гимнастическими мячами способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Упражнения с мячами развивают у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, вызывают эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Для развития у детей координации движений используем упражнения на степ - платформах.

Степ-аэробика – это аэробные циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости и оздоровления организма ребенка. Кроме того, такие индивидуальные снаряды, как степы, делают НОД по физической культуре более интересными и насыщенными и доставляют детям большое удовольствие.

Варианты организации ООД степ - аэробикой различны:

• в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера, краткосрочные практические разработки.

• В режимных моментах.

• В индивидуальной работе.

• как часть ООД

• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект

• в показательных выступлениях на праздниках

• как степ-развлечение.

Самый главный результат, достигаемый на занятиях степ - аэробикой, - укрепление нервной, дыхательной, мышечной систем организма.

Используется ещё один нетрадиционный метод «Тропа здоровья» состоящий из различных спортивных импровизационных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактику плоскостопия. Это коврики резиновые и шерстяные, лотки наполненные каштанами, галькой. Всё это способствует более эффективному развитию двигательных навыков и эмоциональному благополучию.

Немаловажную роль отводим закаливающим процедурам. Контрастное закаливание, хождение босиком, обливание ног водой. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Вот поэтому особое место отводим прогулкам. В ненастную погоду практикуем комнатные прогулки - при открытой форточке одетые дети гуляют и играют. А на обычных прогулках устраиваем соревнования, где дети не только двигаются, но и веселятся.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

Основные мотивы занятия спортом юных спортсменов, на которые следует обратить внимание воспитателю для более успешного мотивирования :

• получение удовольствия;

• повышение мастерства;

• выполнение того, в чем я силен (сильна);

• желание овладеть новыми умениями и навыками;

• приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;

• желание выступать на более высоком уровне;

• возможность посоревноваться;

• обретение новых друзей.

Так же развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через;

спортивные игры;

спортивные досуги, праздники;

подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы :

дыхательная гимнастика; Приёмы правильного дыхания многократно терпеливо показываем, повторно напоминаем. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.

корректирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, ходить босыми ногами, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе. Всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, проводим теплые гигиенические процедуры (умывание тёплой водой полоскание рта).

Важным направлением в формирование мотивации у детей ЗОЖ является правильно организованно развивающая предметно пространственная среда, которая должна быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной.

Родители (законные представители) воспитанников активные помощники в приобщении детей к потребности в здоровом образе жизни. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы :

Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ.

Дни здоровья, совместные праздники и развлечения.

Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.

Изготовление нестандартного физкультурного - оборудования, зимних построек на участке детского сада.

- Выпуски семейных газет «Путь к здоровью».

Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников. Совместные походы и туристические прогулки на природу.

Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья.

Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты. Т. к. процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 14:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Гафина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД