Ирина Романова
Формирование морфологической стороны речи у детей 5–6 лет в процессе социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование морфологической стороны речи у детей 5–6 лет в процессе социально-коммуникативного развития
Модернизация образования на современном этапе предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации формирование морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать социально-коммуникативное развитие наряду с познавательным, речевым развитием дошкольников [1].
Публикация «Формирование морфологической стороны речи у детей 5–6 лет в процессе социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие как образовательная область имеет следующие направления: усвоение принятых в обществе норм и ценностей, включая нравственные и моральные ценности; формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развитие таких качеств, как целенаправленность, самостоятельность; развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, формирование чувства принадлежности и уважительного отношения к своей семье, к сообществу взрослых и детей.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть формирование морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.
Формирование морфологической стороны речи – важнейшее условие совершенствование мышления детей, так как именно морфологические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Морфологическая сторона речи выступает в качестве базиса общеречевой подготовки, от ее сформированности зависит овладение ребенком другими сторонами речи : фонетической, грамматической, лексической [2].
Овладение ребенком морфологической стороны речи осуществляется в процессе его познавательного развития в различным видах деятельности: игровой, трудовой, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Управление процессом формирования морфологической стороны речи дошкольника осуществляется через специальную организацию совместной деятельности со взрослым, в ходе общения ребенка с другими детьми. Дошкольник по-разному усваивает отдельные стороны морфологической речи – синтез, грамматику, словообразование. На каждом этапе дошкольного возраста на передний план выступает какая-либо одна сторона морфологической речи. Так в старших группах на первый план выходит задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, которые составляют активный словарь ребенка [3].
На первых этапах формирования морфологической стороны речи перед дошкольником ставится задача - понять смысл сказанного (например, опираясь на окончание существительного, определить единственное и множественное число). Задачей последующих этапов заключается в использовании ребенком того или иного морфологического средства в собственной речи. Для него представляет сложность самостоятельно образовывать форму незнакомого слова, проводя аналогию со знакомым словом, большую сложность составляет оценка морфологической правильности собственной речи.
Формирование морфологической стороны речи дошкольников входит в содержание раздела образовательной программы «Коммуникация» и является частью задачи по развитию всех компонентов устной речи и практического овладения нормами речи. Морфологическая сторона речи выделена в образовательную программу в отдельный раздел, где перед педагогами ДОУ поставлены конкретные задачи по формированию у детей морфологической стороны речи в соответствии с их возрастными возможностями [4].
По мнению отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др., одним из условий развития ребенка является именно речь, она выступает как важнейший фактор развития его личности, а также является ведущим видом деятельности человечества, который направлен на познание и оценку самого себя через других людей. Следует отметить, что одним из важнейших условий полноценного и общего психического развития ребенка, совершенствования его мышления также является своевременное формирование морфологической стороны речи. Предметом исследования таких ученных как Ф. А. Сохин, Н. П. Серебренников, М. И. Попова, А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Э. А. Федеравичене, Н. Ф. Виноградова, Г. И. Николайчук и т. д. является формирование морфологической стороны речи. Исследования позволили определить, что грамматикой называется динамический механизм, который состоит из двух базовых компонентов: системы правил и грамматических значений. Морфология очень тесно связана с грамматическими значениями и грамматическими категориями, это делает ее частью грамматики. Термин «морфология» применяется для обозначения морфологии и словообразования. Морфологией называется грамматика слова, система механизмов языка, которая обеспечивает понимание и построение словоформ. Наряду с классификацией слов и словообразованием также к морфологии относится изучение форм слов и соответствующих грамматических категорий. Показателем сформированности морфологической стороны речи является способность ребенка правильно изменять и образовывать слова, а также замечать морфологические ошибки в речи [5].
В старшей группе продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк, согласованию существительных и прилагательных в числе, роде, падеже; усиливается ориентация на окончания слов при их согласовании в роде (красивая кукла, синий мяч). Отдавая поручения друзьям, игрушкам (потанцуй, похлопай) в игровой форме, дошкольники учатся образовывать формы глаголов в повелительном наклонении. Особое внимание, при формировании морфологической стороны речи у детей 5-6 лет, необходимо уделять различным методам словообразования на материале слов, выражаемых разными частями речи. Дети учатся сопоставлять названия животных и их детенышей, использовать эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа (цыпленок- цыплята- нет цыплят).
Существует огромное количество дидактических игр для обучения детей 5-6 лет правильному образованию и изменению слов, которые в свою очередь очень важны для повседневного общения, разработанных методикой развития речи. Например, такая игра, как: «Почтальон принес открытки», она направлена на образование форм глаголов настоящего времени; игры «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?», нацелены на образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных; игры «Зайка, сделай» (спряжение глаголов, «Угадай-ка», «Узнай по описанию», направлены на определение окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде и т. д. Дети дошкольного возраста осваивают способы образования слов, которые обозначают детенышей животных, а также названия предметов посуды и быта. Дидактические игры проводятся с использованием реальных предметов, игрушек и их изображений. В первую очередь воспитанники учатся выделять в предметах существенные для названия отношения, замечать, что эти отношения отражаются в звуковой оболочке слов. В таких играх присутствуют персонажи (лиса с лисятами, медведица с медвежатами и т. д.) В подобных играх необходимо концентрировать внимание детей на то, что есть названия детенышей, которые звучат похоже с названиями взрослых животных (утка – утенок, лиса – лисенок, кот – котенок, и есть названия, не похожие на названия взрослых животных (корова – теленок, свинья – поросенок). Следует отметить, что у некоторых детенышей названия вообще нет («детеныш жирафа», «малыш жирафа», «детеныш обезьяны»). Такие объяснения должны включаться в правила игры. В период применения дидактических игр, которые направлены на формирование морфологической стороны речи, следует помнить, что, это игры номенклатурного характера, в которых указываются предметы, их качества, свойства, состояния [6].
Исходя из всего выше сказанного, формирование морфологической стороны речи дошкольников может осуществляться в ходе социально-коммуникативного развития, посредством игровой деятельности, которая имеет грамматическое содержание, решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Развитие морфологической стороны речи помогает ребенку, правильно изменять и образовывать слова, осознавать и понимать принципы словоизменения, развивает способность замечать морфологические ошибки в речи.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 233 с.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
4. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – М. : Москва, 2009. – 96 с.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : пособие для воспитателей детского сада / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2001. – 211 с.
6. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008. – 240 с.